Русская линия
Агентство национальных новостейПротоиерей Александр Новопашин30.08.2006 

В сектах делают из наркоманов инвалидов

Руководитель новосибирского отделения «Центра религиоведческих исследований» протоиерей Александр Новопашин рассказал в интервью корреспонденту Агентства национальных новостей о методах «реабилитации» наркозависимых людей в тоталитарных сектах.

По официальным данным, в Новосибирской области насчитывается 16,5 тысяч потребителей наркотиков и психоактивных веществ. Однако, по словам главного нарколога области Равиля Теркулова, реальное число наркозависимых всегда в несколько раз больше. Специалисты называют цифру 80 тысяч человек.

По статистике, только 5% больных навсегда освобождаются от наркотической зависимости. Остальные, пройдя курс реабилитации, со временем вновь начинают принимать наркотики. Сложившуюся ситуацию стали использовать лидеры тоталитарных сект для пополнения своих деструктивных организаций новыми адептами.

— Отец Александр, какие секты проявляют активность при «реабилитации» в Новосибирской области наркозависимых людей?

— Наркозависимые для тоталитарных сект — весьма лакомый кусочек. Сейчас только ленивый не использует тему реабилитации наркозависимых. Это делают и саентологи со своим «Наркононом», и «Свидетели Иеговы» создают свои центры для наркозависимых, делают это и другие деструктивные культы. Но самые активные в этом направлении неопятидесятническое «Движение веры».
Последние создают свои реабилитационные (а по сути вербовочные) базы по всей Сибири, преимущественно в Кузбассе. Есть такие базы и в Новосибирске. О создании подобных центров реабилитации с целью вербовки новых адептов для сект говорилось на различных международных конференциях, в которых принимали участие ведущие российские психологи и психиатры. Все эти специалисты принимали участие в подготовке итогового документа, в частности, на конференции в Нижнем Новгороде. В итоговом документе прямо говорится о неопятидесятнических сектах, которые создают такие центры для вербовки новых адептов. Отдельно следует сказать об условиях содержания наркоманов в подобных центрах, их психологической обработке. Сейчас у нас собрано достаточное количество свидетельств тех, кто прошел через такие центры.

— Недавно в «Российской газете» была опубликована статья о новосибирском антинаркотическом центре «Эммануил». В ней говорится о том, что в центре успешно проходят реабилитацию наркозависимые, многие из них прекращают принимать наркотики.

— Я могу рассказать, как готовятся подобные статьи. К примеру, сектанты приглашают в гости журналиста, который, как сейчас принято говорить, «не в теме», он не видит разницы между христианскими организациями и сектантскими структурами, которые прикрывают свою деятельность христианскими терминами и «постановочными спектаклями», называя их «богослужениями». Такого журналиста легко обвести вокруг пальца, тем более что сектанты на этом «собаку съели». Ему расскажут как хорошо у них наркоманам, и наркоманы это подтвердят. Это подтвердят и их родственники, которые на первых порах пребывают в эйфории от того, что их дети перестали принимать наркотики. Естественно, в поведении тех наркозависимых, которые попадают в такие центры, какие-то изменения будут происходить. Все-таки, так или иначе, в этих сектах претендуют на близость к Евангелию. Попавшие туда люди перестают сквернословить или курить. То есть морально человек, возможно, будет преображаться. Но будет ли при этом происходить преображение духовное, вот в чем вопрос? Есть своеобразный потолок, выше которого не дано подняться ни одной сектантской организации.

Здесь уместно провести аналогию с печально знаменитой сектой «Народный храм» в Джонстауне (Гайана). Напомню, что там в 1979 году покончили с собой и были убиты 920 человек. В интернет-пространстве есть очень интересная статья (правда, на английском языке) «В Джонстауне тоже были счастливы». В эту так называемую «экологическую» организацию неоднократно приезжали журналисты. Что они видели? Люди уехали из города, живут на природе, питаются экологически чистыми продуктами, как в секте «Анастасия» созданной писателем Мегре — Пузаковым. Журналисты и кинооператоры снимали улыбающихся, работающих на земле людей, счастливых детей на качелях, а закончилось все это полем, усеянным мертвыми телами этих же детей и взрослых… Понятно, что, приглашая журналиста, в секте никогда не покажут подлинное положение вещей.

Что касается центра «Эммануил», то он нам тоже известен, как известны и другие, подобные ему, якобы реабилитационные антинаркотические центры, организованные адептами тоталитарных сект — иеговистами, саентологами, неопятидесятниками. Центр «Эммануил» создали те же сектанты — неопятидесятники. Попадая в подобные центры, наркозависимые находятся под психологическим воздействием, которое оказывается на них практически все время, но преимущественно во время так называемых «богослужений». Через несколько сеансов таких «богослужений» у людей от чувственных переживаний за счет активной выработки эндоморфинов (гормонов счастья) развивается зависимость, близкая к наркотической. При этом их убеждают, что «такой кайф не может дать ни один наркотик». И люди с нетерпением ждут следующего «богослужения», чтобы принять очередную дозу этого сомнительного удовольствия.

— Что же такого особенного ощущают люди на неопятидесятнических молитвенных собраниях?

— Во время неопятидесятнической молитвы люди падают на пол и некоторое время либо лежат неподвижно, либо бьются в экстазе, безудержно хохочут, рыдают или кричат. Многие «служения» заканчиваются тем, что почти все их участники либо вповалку лежат на полу, либо ползают под стульями. Особый род молитвы называется «молитвой мук рождения». Молящийся такой молитвой должен просто кричать изо всех сил, не произнося никаких слов и стараясь вопить как можно громче и дольше. Главный лидер «Движения веры» в Скандинавии и духовный руководитель его экспорта в Россию Ульф Экман говорит, что такая молитва важна и действенна: «Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит ее. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики». (Цит. по информационному материалу Диалог-Центра «Information about Prosperity Theology», P. 5.)

— Отец Александр, ну, может быть, и пусть человек беснуется, пусть кричит и бьется в конвульсиях на полу, зато он не принимает наркотики.

— Дело в том, что пребывание в любой тоталитарной секте опасно для психического здоровья человека. Я уже говорил, что с целью удержания в такой организации людей, на них оказывается постоянное психологическое давление, как явное (например, запугивание), так и скрытое с использованием специальных психотехник. Все эти психотехники хорошо известны, некоторые из них используются психологами и психиатрами для оказания помощи пациентам, но только в сектах эти приемы применяются широко и не по назначению.

Нередко по телевидению в репортажах из общин неопятидесятников можно увидеть корчащихся на полу людей. Скажите, чем они принципиально отличаются от уколовшегося наркомана? Может быть, поэтому у наркоманов в подобных центрах так легко происходит замена одной зависимости на другую. Не случайно сегодня в психиатрии широко используется термин «перезависимость». То есть замена одной зависимости на другую. Что и происходит в неопятидесятнических центрах реабилитации. Человек становится зависим не от «косячка» или шприца, а от такого псевдомолитвенного, псевдорелигиозного состояния, к которому человек начинает постоянно тянуться. Он становится зависимым от участия в такого рода ритуалах, от такого состояния, в которое его ввергает его гуру, пастор. В результате психика людей не выдерживает столь мощного воздействия, и сектанты попадают в психиатрические клиники с различными психическими нарушениями.

Это не голословное заявление. Я хорошо знаком с супругами Пэром и Гутрун Свартлинг — известными в Европе шведскими психиатрами. Они неоднократно публиковали материалы о том, как им удалось обследовать несколько десятков адептов тоталитарной неопятидесятнической секты «Движение Веры» (у нас она зарегистрирована под названием «Российский объединенный союз христиан веры евангельской»). Ученые выяснили, что 93% сектантов испытывают панические страхи, 86% страдают нарушением сна, 88% испытывают чувство опустошенности, 75% имеют трудности с концентрацией внимания, 77% боятся потерять разум, 60% отмечали в себе чувство потери личности. Каждый четвертый опрошенный предпринял серьезную попытку самоубийства, у остальных в большинстве своем такие мысли уже начали появляться. Эти данные были опубликованы за рубежом, а затем обнародованы у нас в России. Через средства массовой информации мы предупреждаем людей о грозящей им опасности: вместо освобождения от наркотической зависимости они попадут в сети псевдорелигиозной организации, которая, согласно резолюциям международных межконфессиональных конференций, посвященных сектантской теме, прошедших и в нашей стране, и за рубежом, является особо опасным деструктивным культом.

Ну и потом, если исключить возможные психические нарушения (вероятность развития которых очень высока), человек, даже если он прекратил принимать наркотики, все равно оказывается целиком и полностью зависимым от секты и ее лидеров. Он становится рабом секты, и теперь будет работать только на нее. Этот человек потерян для общества, для семьи.

— Но ведь есть и православные центры по реабилитации наркозависимых, в которых, чтобы выздороветь, необходимо принять Христа, участвовать в богослужениях, воцерковляться?

— В православных реабилитационных центрах существует очень важный, обязательный критерий оценки устойчивой реабилитации, которого нет и не может быть в сектантских группах. Это социальная реабилитация. Люди возвращаются к полноценной жизни, создают семьи, устраиваются на работу. А в сектах из них делают духовных инвалидов.

Комментарий новосибирского психолога Татьяны Зайковой:

Существуют специальные приемы, позволяющие заменить одну зависимость на другую, более легкую. Например, наркоманию на алкоголизм. Хотя с моральной точки зрения такое «лечение» назвать корректным можно с большой натяжкой. Есть и другие виды зависимости. Так, в последнее время в психиатрии появился новый термин — сектозависимость. Вовлеченные в деструктивную организацию, больные перестают употреблять наркотики и с головой уходят в ее учение, оставаясь по-прежнему, как и в период потребления наркотических веществ, выключенными из активной социальной жизни.

Я далека от мысли, что сектанты действительно хотят вылечить больных, помочь людям восстановить их внутреннее душевное равновесие. На самом деле лидерам сект нужны безграничная власть над своими адептами и деньги, много денег.

Дмитрий Кокоулин

http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=16 322


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru