Русская линия
Литературная газета Аркадий Медведев30.08.2006 

Знаток храмов и пирамид

Исполнилось 160 лет со дня рождения знаменитого отечественного историка и теоретика искусства, талантливого археолога, востоковеда и художественного критика Адриана Викторовича ПРАХОВА (1846 — 1916).

В августе 2006 года исполняется 110 лет со дня освящения и открытия Киевского Владимирского собора — этой величайшей национальной святыни. Как писал в своей книге «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» в 1901 году ученик А. Прахова, русский писатель с белорусскими корнями Владимир Кигн-Дедлов, профессору Прахову удалось создать памятник не только крестителю России, но и самой России, русскому искусству.

По словам директора Института социальной памяти Академии военных наук России Александра Ужанова, три братских восточнославянских народа — белорусский, русский и украинский — с полным основанием могут считать его своим сыном, а сам Адриан Прахов всей своей жизнью и творчеством служил культурному единству наших народов. Научная деятельность его была очень обширна, а интересы разносторонни.

Родился А. Прахов в белорусском городе Мстиславле нынешней Могилёвской области, учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, там же защитил сначала магистерскую диссертацию «Исследование по истории греческого искусства», а затем докторскую — «Зодчество Древнего Египта». К слову, эта диссертация, защищённая 30 марта 1880 года, стала первым на русском языке научным исследованием египетской архитектуры. В этой работе учёный поставил перед собой цель проанализировать происхождение и развитие основных форм египетской архитектуры — гробницы и храма. Его интересовало, по какому принципу строились древнеегипетские гробницы, как возникли простые формы египетского зодчества и, наконец, каким образом египтяне сооружали храмы.

В Санкт-Петербургском университете А. Прахов занимает должность профессора, преподаёт, причём не только в университете, но и в Императорской Академии художеств. Сочетая большие творческие знания с практическими художественными навыками, учёный, по отзывам современников, обладал способностью придавать своим лекциям исключительно живой, увлекательный характер. А. Прахов также редактировал иллюстрированный журнал «Пчела». Именно его перу принадлежит одна из первых публикаций о Тарасе Шевченко — художнике.

В 1887 году А. Прахов становится профессором Киевского университета, руководит археологическими раскопками и разысканиями, в результате которых, в частности, были открыты уникальные фрески Кирилловской церкви XII столетия.

Глубокое знание памятников древнерусского и византийского искусства послужило А. Прахову основой при руководстве внутренней росписью Владимирского собора в Киеве — выдающегося памятника отечественного искусства конца XIX столетия. В росписи храма принимали участие такие прославленные мастера, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, ряд художников из известной киевской школы Николая Мурашко. Так, Виктор Васнецов кроме центральных композиций «Преддверие рая», «Крещение Владимира», «Крещение Руси» написал множество изображений деятелей древней Руси: летописца Нестора, князя Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Тверского, княгини Евдокии.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg342006/Polosy/192.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru