Парламентская газета | Александр Быков | 30.08.2006 |
Неожиданно прервав разговор, отец Роман, архимандрит и проректор семинарии, пригласил меня выйти в коридор. Там, прямо у входа, сидел за столом, исполняя обязанности дежурного вахтера, рослый семинарист. Причем от учрежденческого вахтера парень отличался не только молодостью, черным подрясником и почти армейским почитанием старших по званию (когда мы подошли к нему, вскочил и вытянулся в струнку). На столе лежала открытая книга, еще с десяток стопкой находились рядом. Учебники? Оказалось, не они одни. И богословские труды, и то, что принято называть научно-популярной литературой, и даже стихи. Ох не прост оказался он — будущий батюшка.
— Вообще не положено на вахте читать, — усмехнулся отец Роман. — Но семинаристы часто это делают, и мы с них не взыскиваем. Наоборот. Если человек не читает, для меня сей факт — повод для серьезного беспокойства
Забегая чуть вперед, замечу: оказавшись позже в одном из ставропольских вузов, специально начал искать в коридоре студентов с книгой. И, что называется, увы. С тетрадями видел, с мобильными телефонами — почти все, но чтобы с книгой Оно, конечно, понятно: нынешний студент предпочитает нужную информацию из Интернета «качать». Тем не менее факт остается фактом. Семинаристы с книгами не расстаются ни в классе, ни в келье, ни даже при дежурстве на вахте. А среди их мирских сверстников настоящих книжников не густо. Как, кстати, среди предпринимателей и бизнесменов, которых ставропольские библиотекари считают сословием, вообще ничего не читающим.
— Литература — наше культурное наследие, а библиотеки — его хранилище; их, на мой взгляд, никогда не заменят электронные источники информации, — говорит заместитель председателя Государственной думы Ставропольского края Константин Храмов. — А потому надо не просто сохранять библиотеки, а всячески помогать им как незаменимым очагам культуры
Это очевидно, если учесть, что школа, особенно сельская, сейчас не просто любви к книге не прививает — элементарной грамотности не дает. И сказать, что в семинарию поступает высокообразованная, начитанная молодежь, — значит погрешить против истины. Однако с первых дней учебы юноша попадает в атмосферу, уже изрядно выветрившуюся из мирских школ, вузов и техникумов. Не читать здесь — стыдно и неприлично, нечитающий — вроде белой вороны в семинарии. И порождена эта атмосфера не только спецификой духовного образования и бесплатным обучением, которое в отличие от платного предполагает: человек за знаниями пришел, а не за дипломом. Знаний же без книги не приобретешь. Речь о стародавней традиции, об особом нравственном настрое, поддерживаемом руководством Ставропольской и Владикавказской епархии и преподавателями семинарии.
Традиция и настрой — не чисто церковные. Когда в 40-х годах ХIХ века утверждалась структура Кавказского наместничества, в его состав в приказном порядке вводили четыре обязательных учреждения — газету, архив, музей и непременно библиотеку. Любопытно, что в церкви заведующий библиотекой издавна считался и по сей день считается третьим по значимости должностным лицом в семинарии — выше только руководитель учебного заведения и духовник. Вы можете себе представить, что такой статус имеет сотрудник городской, сельской, вузовской, школьной библиотеки? Я — нет.
— Правда, сейчас фонды наши беднее, чем до революции, — рассказывает завбиблиотекой Ставропольской семинарии Маргарита Санарова. — Было 100 тысяч томов, осталось 25 тысяч. Но есть не только все необходимое, но и около семисот томов старых книг, в том числе издания XVIII—XIX вв.еков
Насчет того, что есть всё необходимое, я бы поспорил. Простой пример. Не только семинаристам, но и священникам не грех бы знать больше о церковных орденах. Тем более что в пределах Ставропольской и Владикавказской епархии сегодня около сотни награжденных ими священнослужителей. Но того же фотоальбома с изображением наград вы в библиотеке не найдете — слишком дорог. К тому же понятие «духовная книга» на нынешнем весьма недешевом книжном рынке, мягко говоря, размыто. Произведения Отцов Церкви иной раз, даже имея деньги, не найдешь, а какие-нибудь сайентологические заморочки — пожалуйста. Другой вопрос, об остром дефиците говорить действительно не приходится. Учебной и богословской литературы на стеллажах — в достатке. Художественной, в основном русской классики, — тоже. Есть книги и брошюры на узкоспециальные темы — от научных трудов по борьбе с тоталитарными сектами до пособий по вызволению молодежи из плена наркомании. И церковная периодика имеется. Сельские батюшки, к слову, чтобы ее почитать, нередко специально в библиотеку приезжают.
Касательно же раритетов Существующая, как и сама семинария, с 1846 года библиотека после революции была разорена и разграблена. 500 сохранившихся в Ставропольской краевой библиотеке имени М.Ю. Лермонтова старых книг ей возвращены. В том числе часть многотомной «Патрологии» аббата Миня на латинском, требник XIX века, «Октоих» (песнопения) XVIII века и ряд других изданий. Но даже если возвратят, как обещают, еще столько же, до былого богатства далеко. И надежда тут лишь на дарителей. Это тоже давняя, со времен первого епископа Кавказского и Черноморского Иеремии и его преемника святителя Игнатия Брянчанинова, традиция. Ее продолжает не только нынешний епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, подаривший уже около 300 книг. Миряне дарят! В синодик занесено, в частности, имя профессора одного из местных вузов, подарившего семинарии личную библиотеку русской классики.
Но при всем том не случайно библиотеку посещают наряду с семинаристами и священниками и миряне, в том числе и ученые. Со Ставрополья, из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Краснодарского края. За полтора с лишним десятка лет после своего второго рождения она стала если и не уникальным по набору литературы хранилищем, то важнейшим духовным центром. Да, есть почти во всех приходах, которых в епархии около 400, библиотечки при храмах. Но они не заменят пусть и не такого крупного, как в XIX веке, но все-таки солидного собрания духовных книг. Тем более семинарская библиотека собрана, тщательно и продуманно. Если нет оригиналов и печатных изданий, то в наличии фотокопии — Киевской псалтыри, Сказания о Мамаевом побоище, Сказания о Борисе и Глебе. Есть и систематизированный каталог, составленный по методике Московской духовной академии. А скоро и электронные версии раритетных книг появятся — семинария от времени не отстает.