Русская линия | 01.10.2009 |
В докладе говорится, что грузинские вооруженные силы в ночь с 7 на 8 августа 2008 года осуществили массированный артиллерийский обстрел югоосетинского города Цхинвали, передает РИА Новости. Как отмечается на 10-й странице первой части документа, в которой приводятся общие выводы комиссии, обстрел Цхинвали со стороны Грузии положил начало широкомасштабному вооруженному конфликту на Кавказе. Вскоре после этой атаки и «других действий грузинских вооруженных сил в отношении Цхинвали и прилегающих районов» в ситуацию вмешались российские, югоосетинские и абхазские военные части и «вооруженные элементы», говорится в докладе. Через короткое время грузинское вторжение в Южную Осетию было остановлено.
В документе отмечается, что российские вооруженные силы при поддержке авиации и ВМФ продвинулись вглубь грузинской территории, достигли порта Поти и остановились недалеко от столицы Грузии, Тбилиси. Конфронтация переросла в межгосударственный и в то же время внутригосударственный конфликт, когда грузинским силам противостояли с одной стороны российские, с другой — югоосетинские и абхазские. Такого рода комбинация конфликтов разных уровней может расцениваться как нарушение международного гуманитарного права, отмечается в докладе.
Комиссия пришла к выводу, что обстрел Цхинвали со стороны Грузии в августе 2008 года стал кульминацией длительного периода «нарастания напряженности, провокаций и инцидентов». По мнению авторов доклада, конфликт уходит корнями в историю региона, в национальные традиции живущих там народов. Он вырос на почве взаимного непонимания, которое порой использовалось отнюдь не в благих целях, констатируют авторы доклада.
В документе неоднократно подчеркивается, что конфликт в Грузии начался с широкомасштабной военной агрессии грузинских сил в отношении Цхинвали. Так, на 19 странице первой части документа, говорится, что именно с военного нападения Грузии на Южную Осетию 7−8 августа началось открытое военное противостояние на Кавказе.
В докладе подчеркивается, что комиссия по расследованию обстоятельств конфликта в Грузии не склонна рассматривать как достаточно обоснованные заявления Тбилиси, касающихся широкомасштабного военного вторжения России в Южную Осетию в период, предшествующий 8 августа 2008 года.
В то же время, отмечают авторы доклада, есть некоторое количество сообщений и публикаций, в том числе российских, о том, что РФ оказывала Южной Осетии и Абхазии военную помощь, поставляя боевую технику и помогая в подготовке собственных вооруженных сил до августовского конфликта.
Комиссия сочла использование Грузией военной силы против Южной Осетии неоправданным с точки зрения международного права. Даже если бы Грузия атаковала Цхинвали в ответ на агрессию с югоосетинской стороны, ее ответ должен был быть пропорциональным. Однако невозможно признать, что многочасовой обстрел города с использованием тяжелой артиллерии и систем залпового огня «Град» являлся необходимым и пропорциональным, констатируют авторы доклада. Учитывая противозаконный характер военного нападения Грузии на Южную Осетию, действия последней можно трактовать как использование права на самооборону в рамках международного законодательства. В то же время операции югоосетинских сил, выходящие за рамки самообороны, в том числе направленные против этнических грузин на территории Южной Осетии и за ее пределами, должны рассматриваться как нарушающие международное гуманитарное право, указывается в документе.
Комиссия также признала юридически неоправданными действия Грузии в отношении российских миротворцев в Южной Осетии. В докладе подчеркивается, что в ходе проведенного независимого расследования не было найдено доказательств в поддержку заявлений грузинской стороны о якобы масштабном присутствии российских вооруженных сил в Южной Осетии в период, предшествующий конфликту. Также нет подтверждений тому, что российские миротворцы в Южной Осетии нарушали свои обязательства, предусмотренные международными соглашениями, а потому могли лишиться своего международного юридического статуса. Следовательно, использование Грузией силы против российских миротворческих сил в Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа 2008 года противоречило международному праву, подчеркивается в документе.
Что же касается законности использования Россией военной силы против Грузии, то здесь комиссия не дает однозначного ответа. По ее мнению, реакцию России на действия Грузии необходимо разделить на два этапа. Первый — это немедленная реакция с целью защиты российских миротворцев, второй — вторжение российских сил в Грузию далеко за пределы ее административной границы с Южной Осетией. В первом случае мало кто сомневается, что, поскольку миротворцы подверглись нападению, у России было право на пропорциональное использование военных средств для их защиты. Дальнейшие же действия российских сил, в частности их продвижение вглубь грузинской территории, комиссия склонна расценивать как выходящие за разумные пределы обороны, говорится в документе.
Доклад комиссии насчитывает более 1,1 тысячи страниц. Он разделен на три части. В первой, состоящей из 43 страниц, содержатся общие выводы о причинах и обстоятельствах августовского конфликта в Грузии. Во второй части на 441 странице изложен исторический бэкграунд, содержащий сведения об отношениях Грузии с Россией, США, НАТО и ЕС, приводится информация о конфликтах и миротворческих усилиях в Абхазии и Южной Осетии в период с 1991 по 2008 год, затрагиваются некоторые юридические вопросы, а также излагается точка зрения на августовский конфликт грузинской, российской, югоосетинской и абхазской сторон.
Самая обширная, третья часть доклада, насчитывающая 639 страниц, посвящена документальным свидетельствам войны в Грузии. В третьем томе собраны различные документы, фотографии и иные материалы, полученные комиссией от участников конфликта и из других источников.
Международная комиссия под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе в августе 2008 года официально приступила к работе 2 декабря. Целью ее работы было объективное выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению грузино-югоосетинского конфликта. Изначально планировалось, что финансируемая ЕС комиссия завершит работу над докладом до 31 июля 2009 года, однако его представление Совету ЕС было отложено по просьбе главы миссии Хайди Тальявини в связи с «новыми документами», поступившими в ее распоряжение.
В комментарии МИД России, опубликованном на сайте ведомства, в связи с публикацией доклада «Комиссии Тальявини», отмечается, что «Россия не участвовала в создании этой Комиссии в декабре прошлого года». «По нашему мнению, усилия Комиссии ЕС не прошли даром — любой думающий человек извлечет из обнародованного 30 сентября с.г. доклада стержневой вывод о том, что агрессию против Южной Осетии в ночь на 8 августа 2008 года развязало нынешнее руководство Грузии. В конечном счете это главный итог работы „Комиссии Тальявини“. Собственно говоря, иное трудно себе представить, вспоминая о содержании Приказа N 02 начальнику штаба 4-й пехотной бригады вооруженных сил Грузии: „Оперативной группировке осуществить боевую операцию в регионе Самачабло (Южная Осетия) и в течение 72 часов разгромить противника. Восстановить юрисдикцию Грузии в регионе“. Важно также, что в опубликованном документе прямо указано на те государства, которые вооружали и обучали грузинскую армию», — подчеркивает МИД России.
«Вместе с тем, доклад содержит и ряд двусмысленностей. Большие вопросы вызывает, в частности, пассаж доклада о якобы непропорциональном применении силы российской стороной. Однако в самом же докладе можно легко найти аргументы, показывающие искусственный характер подобных рассуждений. Отметим лишь примечательный вывод немецкого профессора права О. Люхтерхандта, участвовавшего в работе в „Комиссии Тальявини“ в качестве независимого эксперта, о том, что „Россия может оправдать свою военную операцию против Грузии правом на самооборону (ст. 51 Устава ООН), а также правом на коллективную самооборону вместе с Южной Осетией против вооруженного нападения со стороны Грузии“. Комментарии, как говорится, излишни. Что касается тезиса о „непропорциональности“, то российская сторона применяла силу для подавления тех позиций на территории Грузии, которые использовались для нападения на Южную Осетию», — отмечает российское внешнеполитическое ведомство.
«Важно, чтобы международное сообщество в очередной раз не упустило возможность внимательно всмотреться в выводы, содержащиеся в докладе Комиссии ЕС. Ряд размытых и двусмысленных формулировок, как мы понимаем, отражают по-прежнему остающиеся политизированными подходы многих стран Евросоюза к событиям августа 2008 года и их последствиям. Однако это не может заслонить главный вывод доклада о вине Тбилиси за развязанную агрессию против мирной Южной Осетии, полной нелигитимности действий Грузии», — говорится в комментарии МИД России.
Русская линия