Православие и современность | Ольга Новикова | 30.08.2006 |
Идея организовать летний лагерь для воспитанников воскресных школ возникла у отца Алексия несколько лет назад, и уже третий год подряд она находит свое реальное воплощение. Первые две православные смены прошли в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района. Там все ребята жили в одном большом доме, занимались хозяйственными делами, помогали в благоустройстве местного храма. Словом, работы у всех хватало.
В этом году православная смена открылась на территории саратовского детского оздоровительного лагеря «Солнечный» на 9-й Дачной. Дети жили в разных домиках-уделах, каждый из которых был назван в честь того или иного святого. Всего в Православной стране, в которую на три недели превратился лагерь «Солнечный», действовали семь уделов: преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца, святого Михаила Архангела, преподобного Серафима Саровского, святого праведного воина Феодора Ушакова, великомученика и целителя Пантелеимона и блаженной Ксении Петербургской.
— Мы создавали нашу маленькую Православную страну для того, чтобы увидеть, как нам жилось бы, если бы все православные нашей большой страны следовали заповедям Христовым. Ведь мало просто знать основы Православия, нужно еще уметь жить по-христиански, — так сформулировал главную задачу православного детского лагеря отец Алексий.
Все жители православного государства — а это были дети в возрасте от 10 до 16 лет — принимали активное участие в его жизни. И скучать ребятам не приходилось. Лето ведь не зря считается самым любимым временем года, когда можно узнать много нового и интересного, особенно если проводить время не праздно, а отдыхать с пользой для души.
— Если в течение года дети заняты в общеобразовательной и воскресной школе, то в летний период они зачастую оказываются не у дел, — отметил отец Алексий.- Хотя организация детского досуга не являлась для нас приоритетной — мы создавали наш православный лагерь, прежде всего, в воспитательных целях. Так мы лучше узнаем наших детей, наблюдаем их привычки, характер, понимаем их проблемы. Здесь они учатся общаться и дружить друг с другом, жить в коллективе. Кроме того, приобретают какие-то бытовые навыки, учатся самостоятельности. В конце смены заметно, как сильно они изменились за три недели, повзрослели.
В общих чертах распорядок дня в Православной стране напоминал тот, что существует в обычном оздоровительном лагере: у детей было пятиразовое питание, «любимая» всеми зарядка, неизменный тихий час, традиционные кружки по интересам и вечерние мероприятия (за исключением дискотек, без которых, как выяснилось, досуг в лагере может быть не менее интересным). Но в главном, содержательном отношении, разница очевидна. В православном лагере основное внимание уделялось нравственной, духовной жизни детей. Общение со священником и вожатыми здесь практически не прерывалось. Ребята могли задать им любой вопрос и быть уверенными в том, что они получат на него ответ и не останутся без помощи.
Каждый день у ребят из Православной страны начинался и заканчивался совместной молитвой (молитвенные комнаты были обустроены в каждом уделе). Вместе с вожатыми и отцом Алексием дети организовали в помещении трапезной небольшой храм, где совершались богослужения, где все могли ежедневно исповедоваться и причащаться.
Было и то, что сделало эту смену особенно интересной: каждый день в Православной стране был посвящен определенной теме, например, Библии, храмам, иконам, святым, Таинствам. Согласно этому ежедневно проводились тематические беседы с вожатыми, различные конкурсы, готовились вечерние мероприятия. Это мог быть кукольный спектакль или театрализованное представление, викторина или игра вроде «Что? Где? Когда?», в которой дети могли продемонстрировать не только свои знания, но и умение размышлять логически.
Тот день, который я провела в детском православном лагере, был посвящен монашеству. Во время утренней беседы вожатые и отец Алексий рассказывали детям о том значении, которое имеет монашество для Русской Православной Церкви и всего христианского мира, ребята называли имена самых известных святых подвижников и размышляли об их жизни.
Вечером ребята из Михайловского удела представили небольшой спектакль «Приключения в египетской пустыне» — три сценки, написанные по древним патерикам, после которого состоялась беседа с настоятелем саратовского Свято-Троицкого храма иеромонахом Пахомием (Брусковым). Он рассказал ребятам о возникновении монашества, о первых подвижниках, монастырях и о центре монашеской жизни — Святой Горе Афон.
Ребята с удовольствием слушали интересный рассказ и, обступив гостя, рассматривали привезенные им книги, задавали свои вопросы. А ночью иеромонах Пахомий и клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией матери «Утоли моя печали» иеромонах Дорофей (Баранов) отслужили полунощницу, на которой молились дети.
Ежедневно все ребята несли определенные послушания: кто-то помогал накрывать столы в трапезной, кто-то убирал территорию лагеря, кто-то был дежурным по уделу. Но если послушания назначали вожатые, то кружки можно было выбирать по интересам. Заняться, например, рисованием, вязанием или вышиванием, пойти в театральный, экологический или спортивный кружок. А можно было взять книги из библиотеки и посвятить время чтению. Как удалось выяснить, у девочек любимый автор — Лидия Чарская.
У ребят была возможность и самим проявить свои литературные способности. Так, на вечере, посвященном духовной поэзии, дети читали стихотворения собственного сочинения, и саратовский поэт Валерия Соколова, которая была в тот вечер у них в гостях, высоко оценила их творчество. Вот два из них. Первое написала десятилетняя Настя Жукова, второе — двенадцатилетняя Даша Байбекова.
Инок Серафим
В монастыре среди иконок
Горит свеча во тьме сырой.
И в той же мгле стоит ребенок,
Такой, как свеченька, простой.
Тот отрок в тихий час заката
Молитву Божию читал,
И Ангел Божий в час молитвы
Тихонько жизнь благословлял.
И жизнь текла благословенно:
Ушел в затвор, монахом стал.
Он умер тихо так, смиренно,
И Божий свет лик озарял.
Ночь
Ночь на землю опустилась, звезды засияли,
Ангелы на небе песни воспевали.
Матушка родная лампадочку зажгла
И, перекрестившись, ко сну отошла.
Лик святой иконы озарил весь дом,
А малыш упрямый спать скорей пошел:
«Ангел-хранитель, побудь, мне страшно одной!» —
«А ты не бойся, ведь Господь с тобой!»
А еще в православном лагере работала своя «почта», и дети с огромным удовольствием писали друг другу письма и небольшие записочки, порой до 60 штук ежедневно. Это трепетное отношение к эпистолярному жанру у современных подростков при наличии почти у каждого мобильного телефона очень порадовало.
Меня заинтересовало, как семерым взрослым удалось справиться с таким количеством разных детей, у каждого из которых свой непростой характер:
— В основе всего лежит послушание. Так было заведено еще у наших предков. При этом мы никогда не навязываем своего мнения, никого ни к чему не принуждаем. У всех есть право свободного выбора. Просто мы хотим, чтобы дети задумывались над своим поведением, — ответила на мой вопрос вожатая Марина Евгеньевна Шмелева.
Тех, кто приехал в православный лагерь не в первый раз, отец Алексий называл «ветеранами». Ребята с удовольствием рассказывали мне о прошлых сменах, поделились впечатлениями о своей жизни в этом лагере, так что сразу стало ясно — здесь им очень нравилось. Нравилось чувствовать себя «своим среди своих», заниматься общим делом, узнавать новое и размышлять на интересные темы:
— Дома просто нечего делать! — признавались многие ребята. Поэтому и скучали они больше по родителям, чем по дому. Впрочем, мамы и папы часто навещали детей, привозили им конфеты и другие сладости, которыми ребята щедро делились с работниками лагеря и малышами из детского санатория, расположенного по соседству.
— Мы будем рады, если за время, проведенное здесь, наши дети станут чуточку добрее, — выразил свою надежду отец Алексий.- И возможно, то, что они увидели и чему смогли научиться в лагере, повлияет в дальнейшем на их поступки и жизненный выбор.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/168.html