Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург29.08.2006 

29 августа — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа Иисуса Христа

В малой Азии, между реками Тигр и Евфрат, стоит город Орфа. В древности он назывался Едессой. Во дни земной жизни Христа князь этой страны был поражен страшной неизлечимой болезнью — проказой. Узнав о чудесах Спасителя, князь в письме просил посетить его и исцелить от болезни. Господь, взяв плат, утерся им, отобразив при этом на нем Свой Лик, и послал его едесскому князю, обещая исцелить через одного из Своих учеников. Князь с благоговением принял святой образ, облобызал его и тотчас почувствовал большое облегчение своей болезни.

По вознесении Господа, святой апостол Фаддей пришел к князю и совершенно исцелил его. Тогда вся Едесса приняла святое крещение. Князь поместил святой убрус в стене города, над его главными воротами, и множество христиан приезжало в Едессу поклониться этой святыне.

В седьмом столетии Едессой завладели арабы, которые, впрочем, не препятствовали христианам поклоняться святому образу. В X веке греческий император Роман I захотел перенести святыню в Константинополь, но арабский эмир не соглашался отдать ее. Когда греческие войска осадили город, мусульмане выдали святой убрус. Это произошло в 944 году. С этого времени установлено совершать празднование нерукотворному образу Спасителя 16/29 августа.

Для чего установлено это празднество? Для того, чтобы воздать славу и честь Господу нашему Иисусу Христу, Который для спасения падшего человека принял на Себя образ его, и для того, чтобы напоминанием об этом побуждать христиан к обновлению в себе образа Божия.

Образ Божий навсегда напечатлен в душе человека, при самом создании его, то есть Господь дал человеку душу бессмертную, не имеющую конца своему бытию, как и Он Сам; дал душу разумную, чтобы человек познавал самого себя, мир, созданный Богом, и самого Создателя своего. Господь даровал человеку душу свободную, потому что только свободные существа через правильное употребление этого высочайшего дара могут достигать самого высшего блаженства. Подобие же Божие состоит в том, чтобы человек, обогащая свой ум познаниями, украшая свою душу свободными добрыми делами и таким образом постепенно приобретая богоподобные совершенства, более и более приближался к Богу и вступал с Ним во все более и более близкое сообщение.

Но вот прародителям нашим в раю является искуситель и склоняет их сразу приобрести божественные свойства через вкушение запретных плодов. Они последовали злому совету и вместо приобретения божественных совершенств помрачили и исказили в себе образ Божий и низринулись в бездну зол. Единородный Сын Божий принимает на себя образ падшего, чтобы восстановить в нем образ и подобие Божии.

Как же восстановляется в нас образ Божий? Через святое учение веры и через святые таинства. Через учение веры человеку преподается познание о Боге и средствах благоугождения ему. В таинстве Крещения мы освобождаемся от скверны греха, в таинстве миропомазания — получаем силы возрастать в духовной жизни и приобретать богоподобные свойства. «То, что в нас есть по образу, — говорит преподобный Диадох, — то божественная благодать дает одна в святом крещении, омывая все наши скверны и чистым соделывая естество наше; то же, что по подобию, она потом соделывает в нас не одна, но вместе с нашей свободой… Тут происходит то же, что делают живописцы: живописец сначала начертывает образ человека одними чертами, а потом уже и красками разрисовывает каждую часть, как она есть в том, чей образ он рисует; так и благодать Святого Духа сначала в святом Крещении делает человека таким, как он был до падения, восстановляет в нем то, что по образу; а потом, когда видит, что человек усердно желает и красоты подобия, и готовым себя являет на всякий для этого подвиг, то она, добродетель над добродетелью надцвечивая и от красоты к красоте возводя вид душевный, совершенным образом начертывает в ней и подобие, и становится тогда человек совершенным и по образу и по подобию Божию».

Что же необходимо нам прежде всего для того, чтобы стать совершенными и по образу и по подобию Божию? Глубокое смирение и совершенное послушание Богу. Чем ниже считает себя человек, тем выше он будет. Гордость и неповиновение воле Божией исказили в человеке образ Божий и изгладили в нем подобие Божие. Только вышеназванные добродетели могут восстановить их. И никто из людей не может сказать, что для него недостижима высота богоподобия.

http://orthodox.etel.ru/2003/32/k_perenes.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru