Русская линия | Священник Алексий Володин | 14.09.2009 |
«В этой связи я могу рассказать только про свой скромный опыт. Что касается моей работы с молодежью, то я духовник молодежного центра. Причем это не приходской, а общегородской центр. К нам приходят люди со всего города, причем как воцерковленные, так и делающие первые шаги и даже неверующие. К нам приходит даже один атеист, которому был интересен тот круг вопросов, которые мы обсуждаем. Что касается работы с семьями, то у нас при храме создана семейная община. Это касается уже прихожан. И цель этой семейной общины — дружить семьями, встречаться в той или иной неформальной обстановке, по возможности с детьми, может быть просто выехать на природу. Это делается для того, чтобы все друг друга знали, друг с другом общались и помогали бы друг другу. Эта деятельность себя оправдывает. Для людей других возрастов у нас есть расширенная воскресная школа для взрослых. Есть различные кружки для детей, очень большой выбор, начиная с пошива кукол и рисования красками по дереву и заканчивая Законом Божиим. Наша цель заключается скорее не в том, чтобы научить ребенка рисовать красками, этому его могут научить и родители, а в том, чтобы привести ребенка в церковные стены и привести его в церковную общину, чтобы его друзья тоже были церковными людьми. К сожалению, в том храме, где я служу, нет трапезной, у нас там спартанские условия. До этого я служил на другом приходе, где была большая трапезная, и у нас была традиция собираться общиной, активом прихожан после Литургии», — рассказал священник.
«Вспомним, как в начале 1990-х годов были активны протестанты, какое распространение они получили в нашей стране, а все потому, что они развивали общинную жизнь, и людей это привлекало. Безусловно, общинная жизнь — это основа Церкви. Если мы посмотрим на раннюю Церковь, то это всегда была община. Если тебе стало плохо, ты позвал брата и попросил о помощи, он пришел и помог тебе, он осведомит других и скажет, что с братом случилось несчастье, и попросит помощи. Кто-то поможет, а кто-то просто помолится о ниспослании помощи. Это и есть община. Община — это когда люди помогают друг другу и молятся друг за друга. Когда же человек 20 лет подряд ходит в один и тот же храм и не знает там никого, то это, конечно, нонсенс, суровая примета нашего времени. Если я не ошибаюсь, этот вопрос стоял перед Поместным Собором 1917−18 годов. И он как раз должен был решаться на той последней сессии, которую сорвали большевики. В предсоборных совещаниях был разработан такой вариант решения, согласно которому каждый прихожанин должен был быть приписан к конкретному храму и прикреплен к конкретному священнику. Это предлагалось с тем, чтобы священник, во-первых, молился за круг своих прихожан, и, во-вторых, посещал их, проводил мероприятия среди тех, кто к нему приписан. Сейчас такой вариант решения звучит для нас странно. Так что и тогда стоял вопрос о развитии общинной жизни в Церкви. А сейчас многие люди не имеют даже своего духовника, у которого они могли бы исповедоваться. А ведь с этого начинается духовная жизнь», — отметил иерей Алексий Володин.
Отвечая на вопрос, почему многие приходы не являются полноценными общинами, священник отметил, что, «к сожалению, штатному священнику, служащему на приходе, на это просто не хватает времени». «Слава Богу, что я не единственный священник в приходе, поэтому у меня есть возможность заниматься центром молодежи, воскресными школами, кружками, семейной общиной. Но это при всем при том, что наш приход испытывает большие трудности. Мы строящийся приход, и будь я единственным в приходе священником, я не знаю, как бы я жил. Во многих других приходах тоже существует множество проблем. Священникам приходиться выступать в роли прорабов, строителей, юристов, мировых судей, просителей подаяний и на другие вещи им уже не хватает духовных сил. В этом заключается основная причина того, почему не развивается общинная жизнь. У священников есть желание, но нет возможности этим заниматься. На тех же приходах, которые уже отстроились, которые уже состоялись, подобная деятельность ведется», — подчеркнул отец Алексий.
«В заключение отмечу, что я не только согласен со словами Патриарха, что надо развивать общинную жизнь, но и очень рад, что именно Святейший поднял эту проблему, что она обозначена сверху. Дай Бог, чтобы его слова были услышаны духовенством и особенно настоятелями. Это действительно важная проблема. Ведь нередко глазами простого человека храм воспринимается как духовный супермаркет по оказанию духовных услуг, где можно купить какие-то товары: свечи и крестики, или получить те или иные духовные услуги: причаститься, исповедоваться, подать записку, получить просфору. И, в лучшем случае человек знает продавца, священника и свечницу. А других людей, как и в магазине, ты не знаешь, и, как принято в магазине, знать их не хочешь. Такая духовная жизнь неполноценна. Община — это тот идеал, к которому мы должны стремиться. И в принципе он достижим. Я надеюсь, что те приходы, где есть живые общины, будут поставлены в пример другим. И несомненно, что живой пример будет действенен для других», — выразил уверенность иерей Алексий Володин.
Русская линия