Русская линия
Вера-Эском25.08.2006 

«Яко же и мы оставляем..»

Всем ли просящим одолжить деньги нужно отвечать согласием и возможно ли напоминать о долге, когда сам (сама) начинаешь остро нуждаться?

Протоиерей Алексий Сухих (г.Вятские Поляны, Кировская обл.):

— Можно ли отказывать в займе? Нет, не следует этого делать, это противно закону Божьему, если, конечно, у вас есть возможность помочь и если просят не на дурное дело — выпивку, казино или какие-то развлечения. Если чувствуешь, что твоя помощь пойдет во вред, нужно твердость проявить и отказать. Если не уверен, на плохое просят или на доброе, говорят, например, на лекарства, на хлеб, то пойди и купи ему сам этот хлеб или лекарство.

Просить ли вернуть вам средства? Если человек верующий дает взаймы ближнему, это все равно что Богу, и Господь становится своего рода нашим должником. Но в долгу Он никогда не останется и вовремя подаст нам все, что нужно, и вернет чужие долги с некоторой лихвой. Ибо что до должников наших, то у каждого человека есть прирожденный стыд, и он не даст покоя совести человека, который промышляет тем, что присваивает плоды чужого труда. Рано или поздно Господь призовет его к покаянию. Меня обманывали многие, но практика показывает, что такой человек не только не богатеет, а разоряется и в итоге нередко приходит просить прощения.

Хотя многое зависит от обстоятельств, и здесь нужно рассудительно подходить. Рассуждение — самая большая добродетель. Бывает, что занимают крупные суммы, и люди, которые расстались с ними, мои прихожане, страдают. Я в таких случаях иду к должникам, убеждаю, обращаюсь к их совести. Нередко эти увещевания заканчиваются успешно, удавалось и большие суммы, до ста тысяч, вернуть. В семьи ходил к должникам и к себе приглашал, вразумлял, стыдил. Вообще, если речь идет о крупных суммах, не нужно стесняться брать какой-то документ, расписку, особенно если вы даете деньги неверующему, не члену общины. Это мое мнение.

А если член общины просит и вы знаете его положение, жизнь его семьи, все обстоятельства — это другое дело. Мы нередко помогаем нашим прихожанам. Собирается приходской совет, решает, чем может помочь. Прихожанка вот вставляла себе зубы, пенсия у нее небольшая, а заплатить нужно было разом четыре с половиной тысячи. И совет выделил ей эту сумму сроком на три месяца. Безо всяких напоминаний прихожанка эти деньги выплатила. На лекарства, у кого бывает нужда, триста-пятьсот рублей просят, на обследование. Для оплаты коммунальных услуг община дает, с возвратом, но без процентов. С процентом нельзя давать, это ростовщичество. Даже если для того, чтобы дать деньги взаймы, придется взять деньги из банка и лишиться своих процентов, просить, чтобы должник их вам компенсировал, не должно, не по-христиански это. Господь вам все восполнит, и добрые отношения с людьми чего-то стоят.

Иерей Виталий Белицкий (г.Мирный, Архангельская обл.):

— Всем одалживать, конечно, не стоит. Да мало кто и дает на выпивку, но есть ситуации более деликатные. У меня был прихожанин, директор предприятия, у которого брали и родственники, и совершенно посторонние люди, все, кому не лень, и с большой регулярностью, зная, что он ходит в храм, что человек этот безотказный. И брали так много, что это начало сказываться не только на его личном благосостоянии, но и на том деле, которым он управлял. Так что приходилось его увещевать, напоминать, что на нем большая ответственность за людей, которым нужно платить зарплату, за предприятие, которое он обязан развивать или хотя бы удерживать на плаву. Вот есть деньги твоего предприятия, есть деньги, которые необходимы твоей семье, и есть собственные, которые ты можешь, а по совести и должен Христа ради раздать щедрой рукой, во всем себе отказывая, кроме самого насущного. Не должна семья из-за твоей ревности не по разуму или бездумной доброты пойти по миру с протянутой рукой.

Когда же и сколько следует давать взаймы? Когда видишь, что просящий больше тебя или твоей семьи нуждается. Если без этих денег вы как-нибудь продержитесь, а ближнему без них никак не обойтись. Вот идеал, к которому нужно стремиться, побеждая в себе жадность и небрежение к бедствиям ближнего.

Относительно того, чтобы просить возврата долга… Если сам начинаешь нуждаться, а человек имеет возможность отдать, то не грех и напомнить. Намекнуть как-то, навести на эту мысль. Это если мы заведомо знаем, что ему по силам вернуть. Если нет, то следует обратиться к тому, кто может помочь вам. Но чаще всего бывают промежуточные ситуации. И ты не сказать, что с голоду помираешь, и ближний не сказать, чтобы напрочь не мог вернуть. Тут, конечно, нужно с рассуждением подходить, памятуя, что в молитве каждый день произносим: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим». По-житейски трудно бывает простить долг, терпеливо ждать, когда вернут. И взаймы дать человеку тоже нелегко бывает, даже если совесть подсказывает, что должен помочь. Ко мне подходят на исповеди, говорят о своих сомнениях или жадности такого рода. Тут никто за нас не решит, но отчаиваться не надо, что несовершенны, для того мы и в храм ходим, чтобы возрастать. Просящему дай, должников не пытай — вот идеалы, к которым нужно стремиться, а дальше нужно сверяться с совестью и рассуждением.

Иерей Александр Митрофанов (г.Сыктывкар, Республика Коми):

— Для меня этот вопрос не так уж актуален, в силу того что маленькую сумму мне обычно не жалко и подарить, а большие у меня не так часто бывают.

А вообще, если давать взаймы, особенно близким людям, надо быть готовым, что не отдадут. Что ж, ссориться из-за этого с ними, что ли? Тогда какая польза душе от того, что помог кому-то? Есть же такая поговорка: хочешь потерять друга — займи ему денег. Поэтому христианин должен всегда оценивать, способен ли он этот долг простить или потерпеть, что долгое время не отдадут. А отдавать людям порой ой как не хочется: еще бы, берешь чужие и ненадолго, а отдаешь свои и навсегда.

Можно посмотреть, что Господь об этом говорит: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Матф. 5, 42), и: И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лук. 6, 34). Поэтому, если хотим быть совершенными, лучше давать в долг, особо на отдачу не рассчитывая. А вернут — слава Господу.

Но нельзя, конечно, при этом забывать и о близких. Так, например, просто преступлением будет заставлять своих детей голодать, чтобы друг купил новую иномарку. Так что все надо делать с умом. Если женаты, посоветуйтесь с супругой, если замужем — с мужем. Поищите компромисс, незачем создавать лишних конфликтов. Если после долгих раздумий не знаете, как поступить — посоветуйтесь с духовником. Не взваливайте на себя то, что не в состоянии понести. Перед тем, как пытаться стать святым, лучше задать себе вопрос — а стал ли я уже человеком?

Ну и, конечно, такой еще момент: пришел человек — просит денег, а ты знаешь, что все равно пропьет. Как поступить? Опять же у святых отцов однозначного ответа на этот вопрос нет. Я считаю, что лучше мягко отказать, дабы не провоцировать на грех пьянства. Можно объяснить, что не дал не потому, что жмот, а потому, что заботишься о нем. Но опять же — смотреть надо по ситуации. Бывает, что человек неделю пил и у него токсикоз, и если не похмелится — умрет. В этом случае на бутылочку пива дать просто нужно. Или, например, знаешь, что не дашь ему денег — так пойдет и ограбит кого, тут тоже лучше дать немного.

Так что однозначных ответов все равно нет. Всегда есть почва для размышлений, как поступить. Единственное, что можно сказать наверняка, — поступайте по любви.

Что же касается второй части вопроса, то не вижу никакого препятствия для того, чтобы напомнить о долге. Конечно, на конфликт идти при этом не надо — просто сказать: друг, понимаешь, очень нуждаюсь и вспомнил, что ты мне немного задолжал, пойми мою ситуацию. Но опять-таки, если хотим быть совершенны, особо не настаивать. Кто-то из отцов советовал, мол, спросил один раз, не вернули — так не вернули. И, конечно, смотреть: если просить не получается и начинаешь должника ненавидеть, можно без злобы настоять, чтобы вернул. При этом, конечно же, обратив внимание на то, что мыслишь ты не совсем по-христиански и над собой еще работать и работать.

И в заключение хотелось бы сказать, что, давая взаймы, самому лучше не занимать. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви… (Рим. 13, 8). И пусть эта фраза в контексте своем звучит применительно к другому, тем не менее, лучше не обременять себя лишними долгами. Просто эти долги будут потом висеть над вами и, возможно, принуждать вас делать то, что не хотите. Например, продолжать работать на высокооплачиваемой работе, даже если политика компании станет антихристианской или просто для христианина неприемлемой. Поэтому настораживает современная тенденция жить в долг: стиральная машина — в долг, телевизор — в долг, телефон — в долг. И уже людям и в церковь-то некогда ходить, надо по выходным работать — долги отдавать. И еще курс школьной истории почему-то вспоминается: занял мужик у барина мешок зерна, после урожая отдал два, занял два — после урожая отдал четыре, а потом раз — и неурожай. Вот так и зарождалось крепостное право. Поэтому будьте внимательны и благоразумны.

http://www.vera.mrezha.ru/521/10.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика