Как известно, на днях
на своих сентябрьских заседаниях Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей коснулся полемики вокруг
недавно вышедшей книги протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. „Запретные“ темы истории ХХ века». Архиерейский Синод РПЦЗ считает, что «генерал А.А.Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России». «Тем не менее, на вопрос: „Был ли ген. А.А.Власов и его сподвижники — предателями России?“, мы отвечаем — нет, нимало. Все, что было ими предпринято — делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России», — говорится в заявлении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.
В России позиция Архиерейского Синода РПЦЗ вызвала неоднозначную реакцию, в основном негативную. В частности, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев заявил, что заявление Русской Православной Церкви Заграницей о генерале Андрее Власове и его соратниках является необъективным и невзвешенным. «Авторы заявления категорически утверждают, что ни Власов, ни и его сподвижники ни в малейшей степени не могут считаться предателями России. Это слишком радикальное обеление тех мундиров, которые меняли на себе Власов и его сподвижники», — заявил в интервью «Интерфакс-Религии» отец Андрей. По словам протодиакона, генерал А. Власов — это человек, «который как минимум трижды нарушал армейскую присягу: он присягал Царской, Красной, а потом — гитлеровской армии. Все три присяги он нарушил. В заслугу ему можно поставить только последнее из этих предательств». В свою очередь, председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в интервью «Интерфакс-Религия» сказал: «В нашей многонациональной Церкви, состоящей из граждан разных государств, есть разные взгляды на некоторые исторические события. Но это не разделяет и не будет разделять нас, поскольку главное для нас — это единая вера и единое тело Церкви».
В связи с развернувшейся полемикой мы решили узнать мнение по поводу генерала Андрея Власова известных российских военачальников генералов Александра Солуянова и Леонида Ивашова. Считают ли они генерала Власова предателем?
«Я, к сожалению, не знаком с заявлением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, но считаю, что генерал Власов однозначно был предателем», — заявил генерал-майор, ветеран афганской войны, Герой Советского Союза, председатель Союза Михаила Архангела Александр Солуянов. «Что касается тех людей, которые в данное время предпринимают попытки реабилитировать Власова, я думаю, что это люди, которым нужно сделать себе рекламу на чем угодно и любыми способами, ввязавшись в скандал, вступив в какую-то полемику, учинив конфликт. Эти люди на самом деле не занимаются истинными проблемами нашей истории, они занимаются своим имиджем. Но ведь есть действительно очень глубокие и серьезные вопросы, которые нужно поднимать, потому что история — это единственный предмет, за незнание которого мы платим очень большой кровью. И хотелось бы, чтобы такими серьезными вопросами занимались профессионалы, чтобы не появлялось околонаучных, псевдоисторических книг. Всегда надо помнить, что неправильное толкование истории приводило и приводит нас к многочисленным бедам», — напомнил генерал.
«В свое время митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил в 90-е годы объединить три патриотических направления: коммунистов сталинской школы, так называемых державников, православных патриотов и людей из военно-промышленного комплекса, из научных кругов. И тогда он заявил, что те, кто находят плохие стороны в истории СССР, правы, но правы и те, кто находит положительное в истории СССР, и им незачем спорить. Вот такой мудрый был подход у митрополита Иоанна. Ведь фронтовики честно выполняли свой долг с той идеологией, которая у них была. Надвигается год 65-летия Победы. Нельзя в этот юбилейный год в обществе инициировать и проводить такую полемику. Я являюсь членом правления Российской Ассоциации Героев. Большинство членов Ассоциации — фронтовики, многие из которых, вероятно, уже не доживут до следующего юбилея. Они откровенно говорят: помогите нам отметить этот юбилей так же достойно, как мы достойно воевали и принесли эту Победу Великой Державе, и дайте нам спокойно умереть. Не нужна сейчас подобная полемика. Не все фронтовики ходят в церковь. Большая часть из них умрет с той идеологией, за которую они воевали, но за них надо молиться», — призвал Герой Советского Союза генерал-майор Александр Солуянов.
В свою очередь, известный военный эксперт, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук генерал-полковник Леонид Ивашов обратил внимание на то, что «когда мы говорим о Русской Православной Церкви, мы почему-то имеем ввиду только священнослужителей, то есть как бы церковных чиновников. Но вообще-то Русская Православная Церковь — это, прежде всего, прихожане, это верующие люди! Заявление Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, я полагаю, не совпадает с мнением всей полноты Русской Православной Церкви Заграницей, то есть с верующими».
«Что касается их вывода о том, что генерал Власов — это борец с большевизмом, а не предатель, то здесь они сами попадают в ловушку. Следуя их логике, можно решить, что те, кто не сотрудничал с фашистами в годы Второй Мировой войны, являются предателями. Неужели они и вправду являются предателями? Обеляя Власова и подобных ему подонков, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей отвергают сопротивление фашистам, отвергают подвиги русских людей и в целом советских людей, отвергают участие эмигрировавших из Советской России русских людей, которые включились в борьбу с фашизмом в годы Второй Мировой войны в движении Сопротивления», — считает генерал.
«А теперь, что касается персонально Власова. Был генерал Карбышев и был генерал Власов. Генерал Карбышев отказался сотрудничать с нацистами против своего народа, против своего государства, против своей Земли и принял мученическую смерть. Власов же добросовестно служил большевикам, с которыми он потом боролся, участвовал в Гражданской войне против белогвардейцев, за что получал ордена, а попав в плен, он якобы „перевоспитался“. Такого не бывает! Поэтому я, как верующий человек, отвергаю то, что чиновники от Русской Православной Церкви Заграницей заявляют, и остаюсь при своем мнении», — заключил Леонид Ивашов.
Русская линия