Русский дом | Екатерина Каликинская | 26.08.2006 |
Ярким художником был родной брат Виктора Михайловича Васнецова, Аполлинарий Васнецов, писавший картины на исторические темы. Не менее замечательны и другие представители многочисленных ветвей могучего генеалогического древа Васнецовых. Они оставили заметный след в нашей истории и ныне вносят свой вклад в сохранение российской духовности, науки и культуры.
Между Кировом и Пермью, в деревне Рябово, начиналась династия Васнецовых. Сюда в 1850 году со своей женой Аполлинарией Ивановной приехал священник Михаил Александрович Васнецов. Васнецовы были священниками на вятской земле более 300 лет: по сохранившимся записям, ещё в 1648 году «Дмитрий Игнатьев сын Васнецов был псаломщиком вятского Трифонова монастыря». В деревне Рябово у отца Михаила родились шесть мальчиков: Николай (1845), Виктор (1848), Пётр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858), Александр (1860). Двое из них стали прославленными художниками, другие — народными учителями, а Аркадий — городским главой Вятки. В этом доме сегодня расположился музей, где бережно сохраняются страницы истории семьи Васнецовых.
Директор музея Лариса Лялина, уроженка села Рябово, обращает наше внимание на фигурку богатыря на чугунной дверце печки. Можно себе представить, как игра огненных отсветов на этой дверце зарождала в сознании будущих художников образы, которые потом воплотились в «Витязя на распутье», Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. На бревенчатых стенах встречаются нацарапанные гвоздём, прочерченные мелом детские рисунки. Отец Михаил, человек образованный, заметив пристрастие сыновей к рисованию, купил им альбомы, кисти, краски. В положенное время сыновья священника отправились учиться в духовную семинарию. Здесь учитель рисования заметил талант Виктора Михайловича и рекомендовал отправить мальчика в Академию художеств. Сегодня в Рябово нет картин Виктора Васнецова — они служат украшением экспозиций Третьяковской галереи и Русского музея, а также васнецовского дома-музея в Москве.
Одной из первых известных живописных работ Виктора Михайловича стала картина «На паперти», копия которой тоже хранится в музее в Рябово. На ней изображена высокая каменная церковь, в которой служил его отец, и местные жители, столпившиеся после окончания утрени у входа в церковный двор. Здесь и нищие, и странствующие певцы, и вполне зажиточные крестьяне. Не случайно одна из сегодняшних коренных жительниц села сказала, что на этой картине почти наверняка есть её прадеды, ведь позировали ему местные крестьяне. На заднем плане виднеется домик, в котором жила семья отца Михаила.
На копиях картин, написанных Аполлинарием Михайловичем Васнецовым, запечатлены живописные виды деревни.
Дом Васнецовых сохранился, можно сказать, чудом, ведь высокая каменная церковь рядом с ним была до основания разрушена. В просторном жилище многодетной семьи священника расположилась деревенская школа.
А в 1981 году на официальное открытие музея в Рябово приехали многочисленные представители славных ветвей васнецовского древа: Всеволод Аполлинариевич, сын художника, внук Виктора Васнецова художник Андрей Владимирович, Виктор Михайлович Васнецов-второй, Ольга Алексеевна Васнецова — профессор медицинской академии им. И.М. Сеченова, вдова художника Юрия Васнецова, его дочка Елизавета, тоже художница, Эльвира Васнецова, тогда учившаяся в Полиграфическом институте. Позднее Рябово посетила и дочь Аркадия Васнецова, Елена Аркадьевна, старейшая представительница семьи. Сейчас ей больше 90 лет, но её ясному уму и жизненной мудрости дивятся молодые.
Талант в семье Васнецовых передаётся по наследству. Сын Виктора Михайловича Васнецова, Владимир Викторович, был известным учёным-ихтиологом. Он родился в 1889 году, к тому времени семья художника уже перебралась в Москву, в дом, который Виктор Михайлович построил для неё — высокое бревенчатое здание, напоминающее сказочный терем, где сейчас расположен музей.
Второй сын Владимира Викторовича, Андрей Владимирович Васнецов, родился в 1924 году. С раннего детства у мальчика проявился талант, роднивший его с дедом: он очень хорошо рисовал.
Андрей Владимирович закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, факультет монументальной живописи. Потом вернулся в Москву, женился, в 1959 году у него родился сын Фёдор, который впоследствии стал очень самобытным художником, но рано умер. А.В. Васнецов вместе с его друзьями Андроновым и Никоновым был одним из тех художников, кому Н.С. Хрущёв устроил знаменитый «разгром» на выставке в Манеже. Он не был абстракционистом, работал в реалистической манере, однако предпочитал тёмные тона, что не понравилось руководителям партии, решившим, что художник представляет социалистическую действительность в чёрном цвете.
Дед расписывал Владимирский собор в Киеве, внук — выставку народного хозяйства. У Андрея Владимировича немало общего с дедом. Даже пристрастие к тёмным тонам, если трактовать цвет как выражение эмоций художника, говорит о присущей им сдержанности, строгости, требовательности. Андрей Владимирович работает долго и трудно, очень требователен к себе, почти всегда недоволен тем, что получилось. Виктор Михайлович также был очень строг к себе и другим. Осторожно относился к новшествам, до конца жизни нерушимо сохранял в семье православный уклад жизни. В этом он порой серьёзно расходился с братом Аполлинарием, который, судя по сохранившейся в семье переписке, был более светским человеком. После революции 1905 года братья мало общались, потому что Аполлинарий принял эти смутные времена восторженно, Виктор же не ждал от них ничего хорошего. Непонимание усилилось, когда Аполлинарий Михайлович написал труд о художественном творчестве: Виктор Михайлович не принял его, считая, что о таких интимных вещах вообще писать нельзя.
Так же, как и его дед, Андрей Владимирович Васнецов всю жизнь сохранял верность избранному пути и не позволял «обольщениям века сего» серьёзно влиять на его жизнь и творчество. В 1975 году он начал преподавать в Полиграфическом институте, ныне Университете печати, на кафедре живописи, стал доцентом, профессором, позднее заведовал кафедрой. Его несколько раз избирали в правление Союза художников РСФСР, а с 1988 по 1992 год он был его председателем.
Андрей Владимирович участвовал в приёме художественных работ для росписей Храма Христа Спасителя. Современные художники получили задание сделать эскизы, которые должны были участвовать в конкурсе. А.В. Васнецов был в комиссии, которая сначала отбирала художников для проведения работ, а потом осуществляла контроль за росписью.
В 1981 году, когда открывали музей в Рябово, туда впервые приехала Ольга Алексеевна Васнецова, правнучка Аркадия Михайловича.
Ольга Алексеевна хотела восстановить каменный храм, в котором служил отец Михаил Васнецов. Однако пока ей удалось построить лишь небольшую деревянную церковь по соседству. Удалось найти мраморные надгробья, которые были положены на могилах Михаила Александровича и Аполлинарии Ивановны. Когда-то их заказывал сам Виктор Михайлович Васнецов. В лихую годину кладбище возле церкви было разорено, надгробия разворованы. Место упокоения родителей братьев Васнецовых точно пока неизвестно, белые мраморные плиты установлены недалеко от деревянного храма.
Ольга Алексеевна и сегодня делает для васнецовского музея всё, что можно. Недавно она провела выставку работ Андрея Владимировича Васнецова в честь 80-летия художника.
Несмотря на трудное время, которое переживает наша страна, члены большой семьи Васнецовых, каждый в свою меру, пытаются повернуть российское общество лицом к нашей истории и культуре. Недавно на Белорусском вокзале была восстановлена часовня. Её проектировал архитектор Николай Васнецов — как и Ольга Алексеевна, он правнук Аркадия Михайловича. Традиции семьи Васнецовых продолжатся и в грядущем веке. Это вселяет надежду.