Русская линия
Православие.Ru Алексей Сагань25.08.2006 

Образы Крымской войны
В выставочном зале Федеральной архивной службы России

Иван Айвазовский. Синопский бой (дневной вариант)
Иван Айвазовский. Синопский бой (дневной вариант)
По соседству с массивным серым зданием Государственного архива РФ на Большой Пироговской улице в отдельном двухэтажном особняке вот уже несколько лет действует выставочный зал Федеральной архивной службы России.

Для работников архивов организация выставок, пока что, сравнительно новое дело, архив от музея отличается тем, что не имеет экспозиции как таковой, его основная задача заключается не в демонстрации исторических реликвий, а в хранении документов и в выдаче их специалистам-исследователям. Да и архивные документы по большей части не красочны — серые папки дел, желтоватые листы старых бумаг… Однако именно за этой некрасочностью подчас стоит сама история из крови и плоти, из железа и камня, и работники Военно-исторического архива нашли способ сделать организованную ими выставку «1853−1856: События и образы Крымской войны» интересной и, в хорошем смысле этого слова, популярной.

Середина главного выставочного зала украшена стеклянными шкафами с образцами униформы Русской армии и армий союзников. Отдельно на прозрачных стендах — образцы стрелкового оружия: ружье, состоявшее на вооружении Русской армии, рядом знаменитый штуцер — новый в середине XIX века тип оружия, совершивший революцию в тактике боев между стрелковыми подразделениями. Штуцерами была вооружена значительная часть солдат антироссийской коалиции, и это в значительной степени повлияло на результаты сражений Крымской войны. Вдоль стен — стенды с фотографиями и документами. На этих же стендах расположено все то, чем до сих пор богата севастопольская земля: пули, ядра, осколки гранат, штыки, палаши, шанцевый инструмент, использовавшийся саперами, форменные пуговицы, кокарды… Обилие представленных на выставке чисто музейных экспонатов объясняется тем, что вместе с Военно-историческим архивом в ее создании участвовали Государственный Исторический музей, музей-панорама «Бородинская битва» и частные коллекционеры.

Рядом с выставочными стендами, на стенах, — красные прямоугольные листки с выдержками из хранящихся в архиве журналов боевых действий, воспоминаний участников событий.

«Турецкая линия разрушалась быстро, и часам к четырем все было кончено — турецкий флот более не существовал. Каждый из наших кораблей своего противника или затопил, или взорвал на воздух. Картина разрушения полная, некоторые из судов горели, готовые взлететь на воздух, город горел, бомбы и брандскугели, перелетая турецкую эскадру, в городе разрывались и производили пожар, жители бежали из города, с береговых батарей тоже ушли» (из воспоминаний участника Синопского морского сражения лейтенанта А. П. Обезьянинова).

«Присланные ея императорским высочеством Еленой Павловной крестовоздвиженские сестры подвизались в госпиталях и на перевязочных пунктах южного и северного Севастополя. Под огнем неприятельской артиллерии, по большей части всевозможных разрывных снарядов, некоторые были ранены» (из журнала боевых действий).

* * *

Выставка «1853−1856: События и образы Крымской войны» открылась в зале Федеральной архивной службы в начале августа и продлится до 3 сентября, она приурочена к 150-летию окончания Крымской войны. Однако само название — Крымская — условно, оно принято в России просто потому, что наиболее известные события этой войны произошли в Крыму. При этом политическая география проблем, породивших Крымскую войну, гораздо шире, она охватывает страны Восточной Европы, Балканского полуострова, Ближнего Востока, Кавказа. География сражений еще шире. Кроме Крыма, она охватывает Дунай, Кавказ, Камчатку, Балтийское море, включает в себя враждебный нейтралитет Пруссии и Австро-Венгрии.

Со стороны России причины, приведшие ее к войне, заключены в уязвимости российской геополитической позиции по отношению к Черноморским проливам и в ответственности России, как мировой православной державы, за судьбу христианских святынь расположенных в Палестине и православных народов, населявших в XIX веке Османскую империю. Причины, побудившие вступить в войну державы антироссийской коалиции, заключены, прежде всего, в стремлении европейских стран и Турции ограничить рост международного влияния России.

Ухудшение положения православных народов в Османской империи и передача контроля над христианскими святынями в руки католического духовенства сделала необходимым отправку в Стамбул чрезвычайного посольства во главе с князем А. С. Меншиковым. Переговоры с турецким султаном в начале 1853 года не разрешили острые вопросы, и дипломатические отношения между Россией и Турцией были разорваны, а осенью того же года между странами уже шла полномасштабная война. Решающим событием той войны стала победа русской эскадры под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова под Синопом 18 (30) ноября 1853 года. В результате этой победы турецкий военный флот перестал существовать. Для Турции разгром флота был равноценен поражению, и собственно русско-турецкая война была на этом почти что закончена. Но именно Синопская победа побудила Англию и Францию вступить в войну на стороне Турции. В декабре в Черное море вошла англо-французская эскадра, в феврале-марте 1854 года Англия и Франция объявили войну России. Все эти события послужили прологом к 349-дневной обороне Севастополя.

* * *

Кроме основного зала, в котором расположены экспонаты, посвященные обороне Севастополя, выставка занимает еще и два зала поменьше. В одном расположились акварели и графические работы русских и зарубежных художников, посвященные севастопольской страде, в другом — выставочные стенды, посвященные боевым действиям на Кавказе, в Балтийском море, на Камчатке. Вся вообще экспозиция выставки содержит уникальные подлинные экземпляры архивных документов, среди которых послужные списки офицеров, генералов и адмиралов, наградные листы… Особенно интересным и ярким экспонатом выставки стал подлинный экземпляр императорской грамоты о даровании графского достоинства Э. И. Тотлебену, руководившему строительством укреплений вокруг Севастополя. Это огромная, примерно метр на полметра, книга, украшенная изображением герба Российской империи. Графское достоинство было даровано Тотлебену императором Александром III в 20-летнюю годовщину первой бомбардировки Севастополя.

* * *

Корреспонденту Православия.ru удалось встретиться с одним из участников рабочей группы по подготовке выставки, главным специалистом Отдела использования документов Центрального государственного военно-исторического архива Александром Кольчицким.

— Александр, расскажите, пожалуйста, как долго готовилась выставка?

— Около полугода. В начале отбирались документы в нашем архиве, потом в других архивах, на последнем этапе к созданию выставки привлекались музеи и приглашались коллекционеры, занимающиеся военной историей.

— Какова история создания Военно-исторического архива?

— Он слит из нескольких архивов. В том здании, в котором он сейчас расположен, в Лефортовском дворце на Яузе, он находится с середины XVIII века. В архиве хранятся документы Русской императорской армии с начала XVIII века до революции 1917 года. Сейчас Военно-исторический архив больше не пополняется, никакие документы больше не передаются к нам на хранение. Основной комплекс документов по Крымской войне находится у нас, поэтому наш архив и выступил основным организатором этой выставки. Кроме того, архивом организовывались выставки по Русско-Японской и Первой мировой войнам.

— Как упорядочены дела в архиве? Расскажите о его смысловой архитектуре.

— Общая схема здесь такая. Существуют фонды отдельных полков, военных учреждений, лазаретов. Если в каком-то военном учреждении существует несколько подразделений, то фонд делится на описи. И вот в тех хронологических рамках, в которых существует это учреждение, документы о его делах откладываются в архиве.

Есть круг архивных фондов, наиболее востребованных исследователями, такие фонды расписываются более подробно, по ним составляются именные и тематические каталоги.

Не все фонды расписаны таким образом, поэтому для того, чтобы провести какое-то качественное исследование, нужно хорошо представлять себе фонды архива, дела каких учреждений в нем отложены, где и в каких фондах находятся, нужно иметь историческое образование и определенный опыт работы.

— Все ли в Военно-историческом архиве сейчас разложено по полкам?

— Научно-справочный аппарат архива неплохой, например, пользуясь каталогами архива, можно найти биографии и послужные списки около 90% офицеров, служивших в Российской армии до 1917 года. Но офицеры, служившие в XVIII веке, находятся с меньшей вероятностью, чем служившие в ХХ веке. Это связанно с сохранностью документов. Значительная часть документов за XVIII век была сдана на макулатуру по разнарядке советской власти.

Есть, конечно, документы, которые исследователям приходится искать. Это не значит, что документов нет, и что они не выдаются, просто они не попали в научно-справочный аппарат. Методы поиска информации в архивах не всегда однозначны и просты, именно поэтому они относятся к разряду дисциплин, преподающихся на исторических факультетах наряду с такими предметами как, например, археология. Даже сотрудники архива не всегда могут найти нужную им информацию или, наоборот, интересная информация вдруг находится там, где никто не ожидал ее найти.

В нашем архиве хранится около трех миллионов дел, и не один человек не в состоянии охватить весь этот объем информации. Тем и интересна работа архивиста, что в архиве каждый день обнаруживается что-то новое.

Для всех желающих осмотреть выставку вход на нее свободный с 12.00 до 17.15 (выставка прекращает работу в 18.00). Выходные дни: понедельник, вторник. Помещение выставочного зала Федеральной архивной службы находится по адресу Б. Пироговская ул., д. 17, в одном доме с Архивом древних актов. Для входа на выставку необходимо иметь при себе удостоверение личности.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 824 164 600


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru