Русская линия
Дух христианина, газета25.08.2006 

Монастырь Черная Река

Монастырь Черная Река
Монастырь Черная Река
Сербский монастырь Черная река (Црна Река) XIII—XVIII вв., где почивают мощи преподобного старца-отшельника Петра Коришского, мы посетили 4 июля сего года. Тринадцать лет Игуменом и духовником обители был владыка Рашско-Призренский Артемий. Об истории обители рассказывает один из ее насельников:

Согласно исторической версии обитель Црна Река была воздвигнута в середине XIV в. после Косовской битвы. Основателем монастыря был подвизавшийся здесь одно время святой Иоанникий Девичский. Когда жители окрестных селений прознали про Святого, он, чтобы избежать суеты, перешел в Девичские леса на территорию Косова и поселился там в дупле бука. Позднее на этом месте был основан монастырь Девич. В 1430 г. Преподобный почил о Господе.

В 1601 г. в монастыре Црна Река была приостановлена роспись внутренней части храма. Продолжил ее известный сербский иконописец иерей Лонгин. Говорят, что здесь он создал лучшие свои работы. Среди них: росписи, посвященные земной жизни Господа Иисуса Христа, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Вербное Воскресение, Вход Господа в Иерусалим, Распятие Господа и Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь был обителью братьев-пустынников: кроме лика Пресвятой Богородицы в росписи присутствует всего один женский лик — образ святой царицы Елены.

Главная святыня монастыря — частица мощей святого Петра Коришского. Родился святой Петр недалеко от Печи в селе Унимир, а подвизался в одной из пещер неподалеку от Призрена, в местечке под названием Кориша. Там он и почил о Господе в расщелине пещеры, примерно в 1270 г. На этом месте возник храм святого Архангела Михаила. А в последствии здесь воздвигли и малую церковь, а несколько позже — обитель во славу святого Петра Коришского, которая просуществовала до XVIII столетия. Это был первый большой мужской монастырь в этой части Сербии. Начиная с XVIII в. монастырь страдал от злодеяниий турок и албанцев, которые двигались с территории Косова в старую Сербию. Осквернялись святыни. Чтобы сохранить от поругания мощи преподобного Петра Коришского, их до 1710 г. перенесли в Черную Реку, где они и теперь почивают. В течение девяти лет XVIII в. здесь по той же причине также находились мощи святого Стефана Первовенчанного, родного брата святителя Саввы Сербского. Это место было укромным и неприступным, поэтому мощи великих сербских святых не постигла участь осквернения.

Вплоть до начала XX в. к обители вели лишь потайные тропинки, благодаря чему она сохранила свой первоначальный облик. Турки не сумели ее разрушить, но в истории монастыря все же есть два случая, когда турки нападали на святую обитель. Один раз был ранен игумен Максим. Защитники же монастыря убили двух турок, но силы были неравны, и о. Максиму пришлось бежать на Святую Гору Афон. Обитель пришла в запустение. Туркам удалось поджечь церковь. Тогда сгорел крест, возвышающийся над иконостасом, а также икона Пресвятой Богородицы. Но мощи святых остались нетронутыми.

В монастыре под раками устроили особую лежанку для исцеления болящих. Она сохранилась до наших дней со времени пребывания в обители мощей преп. Петра. Здесь по вере молящихся поныне происходят чудесные исцеления. Чаще всего исцеляются бесноватые и люди, страдающие падучей болезнью. Согласно житию святого Петра Коришского, он еще при жизни обладал властью над демонами.

В монастыре сохранился святой источник святого Архангела Михаила. Вода, каплющая в углубление в камне, исцеляет от болезни глаз.

С 1978 г. начинается расцвет монастыря, когда настоятелем обители был назначен нынешний владыка Рашско-Призренский Артемий. За тринадцать лет его игуменства в стенах этой обители подвизались более 100 монашествующих. Среди них три будущих епископа, десять настоятелей монастырей и десятки иеромонахов.

По преданию, рядом с монастырем в ущелье протекала горная река с названием Белая. Она была такой бурливой, что мешала своим шумом монашеской молитве. Однажды святой Иоанникий Девичский, стоя над нею сверху, проклял ее, сказав: «Черная {серб. — несчастная) река, смолкни!» И тогда она по молитве праведника действительно замолчала, смиренно ушла под землю, чтобы потом, ниже по течению, вновь выйти на поверхность. И теперь река по-прежнему не бурлит около монастыря, как раньше, но шумит лишь во время паводка".

* * *

15 июня 1999 г. святая сербская земля обагрилась мученической кровью одного из братьев монастыря — о. Харитона (в 1998 г. он принял малую схиму в монастыре Святых Архангелов). Он нес хлеб Владыке, и в центре г. Призрена был схвачен шиптарами-албанцами, которые отсекли ему голову. Тело монаха только через год было обнаружено на мусульманском кладбище массовых захоронений города. Новомученик Харитон похоронен на братском кладбище в монастыре Црна Река. Православные молятся о. Харитону как святому мученику и надеются, что он скоро будет официально причислен к лику святых.

Ныне настоятелем монастыря является игумен Николай, с которым нам удалось побеседовать во время монастырской трапезы. Мы говорили об общих церковных проблемах, характерных для нашей современности.

О. Николай: В течение года по благословению нашего духовника, Владыки Артемия, мы читаем во время Великого Поста «Лествицу». А сразу после Пасхи — авву Дорофея. Потом старца Силуана Афонского. И это чтение обязательно в течение года. Читаем также душеспасительные поучения Оптинских старцев. Их духовные советы настолько полезны и современны, настолько близки нам и согласуются с учением Святых Отцов, что являются для нас мостом между нашим несчастным временем и первыми веками христианства. Читаем регулярно жития святых и их поучения. Мы избегаем непроверенных книг, особенно если авторы — люди мирские, скажем, литераторы или журналисты, чтобы не повредить духовному здоровью, поскольку эти люди, пребывая в суете, часто не имеют духовного рассуждения. Я думаю и вам было бы лучше делать выбор, подобный нашему, и вредного чтения стараться избегать и отвергать.

Необходимо рассуждение и бдительность во всем. Ибо сейчас такие времена, когда многие люди отпали от Церкви Божией, от Священного Предания, от Истины Христовой. И по своему поврежденному грехом разумению вносят смущение в среду православных христиан. Сейчас много людей имеет богословское образование. Но они больше читают, чем исполняют. Из их христианской жизни полностью исключен подвиг. Для них важны чины, власть, докторские диссертации. Они Бога не боятся и людей не стыдятся. Это их правило жизни.

Должно остерегаться сих волков в овечьей шкуре.

Это явление настолько умножилось сейчас в богословских школах, в семинариях, где преподают люди, которые просто не верят в Бога. И при этом сами страха Божиего не имея, учат детей страху Божиему. И в то же время говорят, что Господь милостив. А Бог милостив только тогда, когда мы раскаиваемся, приносим плоды покаяния. Они забывают о том, что Господь еще и праведный Судия. Нередко от них можно услышать, что Господь настолько милостив, что помилует и демонов, и они спасутся.

В связи с этой темой хочется привести пример, благословите. В Москве в издательстве Сретенского монастыря вышла книга под названием «Поместные Православные Церкви», в которой утверждается, что православный христианин, даже имеющий священный сан, может одновременно исповедовать и Православие, и ислам, и даже быть муллой. Переход христианина в ислам в этой книге представляется как один из путей, ведущих ко спасению, как древний опыт Церкви.

Разные явления существовали в двухтысячелетней истории христианства. Люди грешили и грешат, и мы не можем судить их, так как и мы сами грешные и немощные. Но при этом грех необходимо обличать, потому-то и Священное Писание обличает грех. И Господь наш Иисус Христос обличал грех. Поэтому, если в исторические времена при каких-то обстоятельствах такие явления и бывали, то сейчас в качестве примера их ни в коем случае нельзя предлагать. Ибо если кто-то, отрекаясь от Господа Иисуса Христа из страха потерять жизнь, позже приносит покаяние в содеянном, должен быть вновь принят в лоно Церкви. Так учат Святые Отцы. Если ты явно отрекся, должен явно и покаяться. Так учат святые каноны. А если кто-то думает, что внешне он может быть мусульманином, а внутренне исповедовать христианскую веру или наоборот… Но ведь сказано, что нельзя одновременно служить Богу и дьяволу. Ибо, обладая свободной волей и разумом, которым Господь нас наделил, имеем выбор: служить Господу Иисусу Христу или антихристу. А третьего быть не может. Человек двоедушным быть не должен. Так учит Священное Писание, и мы не имеем права быть лицемерами. Господь в первую очередь обличил фарисеев и лицемеров. И невозможно угодить Богу, будучи криптохристианином.

Вы, как богослов, знаете, что Святые Отцы Православной Церкви заповедали нам, православным христианам, следовать канонам Вселенских и Поместных Соборов, не соединяться с еретиками, с их инославными исповеданиями. Идея объединения всех существующих верований, которая появилась на Западе в начале XX в., называемая экуменизмом, давно уже приносит немало зла. Каково Ваше отношение к экуменизму?

Святые Отцы говорят, что путь в Царство Небесное очень узок, и чтобы в него попасть, нужно претерпеть многие искушения. Терпением спасайте души ваши. И претерпевший до конца спасется. Еретические учения, которые одобряют грех и отвергают подвиг, и эта дружба с еретиками, а не с христианами восхваляется так, как будто они служат Богу. И вместе с ними молятся.

Эти люди обличены и осуждены Священным Писанием и Святыми Апостолами, Святыми Отцами Церкви. Надо все называть своими именами. Истина да будет с нами. А Истина — Сам Господь Иисус Христос. Нужно держаться Бога — Истины, Святого Евангелия и тогда будем идти путем спасения. А кто не считает, что Единая Соборная Церковь есть Истинная и только в ней можно обрести спасение, и лишь она обладает благодатью Духа Святого и Святыми Тайнами, такой верует не истинно, и спасения ему нет.

Кто пытается отождествить святую Православную Церковь с иными конфессиями и сборищами еретическими и нечестивыми соборами, и те, кто выступают за экуменизм как за путь спасения — обманываются и обманывают других. Они пребывают в прелести и нужно о них молиться Богу, но при этом уклоняться от общения с ними, не слушать их. Ибо они не в Истине и не следуют Священному Преданию Святой Православной Церкви.

Господь не оставит нас сиротами. Будут православные исповедники, и мы узнаем, где Истина. Нужно идти к тем, кто остался верен Святому Преданию и Святым Отцам, там исповедоваться и причащаться.

Кто уклонился от Истины, за теми нельзя следовать. С теми, кто принял папу римского, кто с ним служил, иметь дело нельзя. Это явные слуги антихриста. Они будут часто появляться на телевидении, будут нагло себя вести, людей не стыдиться и Бога не бояться. Они будут дружить с еретиками, и вместе будут молиться с ними неистинному богу. Средства массовой информации будут восхвалять таких людей, а Истина будет гонима. Как и во все века христианства. Я глубоко верю в то, что Господь нас не оставит! Волков в овечьих шкурах мы всегда узнаем. И вам того же желаю. Аминь! Боже дай.

Экуменизм под благовидным предлогом любви привнес в нашу жизнь опасные явления. Одним из таких нововведений латинян стала календарная реформа, которая нарушила многовековые традиции церковного строя. В новом стиле пребывают Греческая Церковь, Болгарская, Румынская, Молдавская… Отче, как Вы относитесь к новому стилю?

Новый календарь нельзя принимать. Это путь к ереси и путь к гибели… Я верю, что архиереи Божии восстанут и скажут свое слово об этом пагубном явлении…

Материал подготовила Нина Чернышова

http://www.christian-spirit.ru/v33/33.(6).htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru