«Необходимо не только готовить к Крещению взрослых людей, но и в случае крещения младенцев необходимо, чтобы подобные занятия проходили предполагаемые крестные, потому что функция крестного — это воспитание ребенка в православном духе. Поэтому будет очень разумно, если эта практика распространится и на крестных младенцев, функция которых заключена в духовном наставлении младенца, как в Писании сказано:
„Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится“ (Притч. 22: 6)», — заявил в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова
протоиерей Олег Стеняев, комментируя решение общего собрания духовенства Екатеринбургской епархии об обязательной длительной подготовке к таинству Крещения.
Как сообщает «Информационное агентство Екатеринбургской епархии», по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Крещение во всех уральских храмах должно совершаться только после специальной подготовки крещаемого: цикла огласительных бесед, групповых занятий или индивидуальных бесед со священником или катехизатором. Человек, решивший креститься, должен к принятию Таинства усердно готовиться: читать Священное Писание, изучать Символ Веры, принять в сердце Заповеди Божьи и Благую Весть Господа нашего Иисуса Христа, приобретать опыт молитвы как личный, так и на богослужениях в храмах.
На епархиальном собрании священству был представлен и роздан основной документ для организации подготовки ко Крещению на всех приходах Екатеринбургской епархии: «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению». Этот документ был разработан Миссионерским и Катехизаторским отделом по благословению правящего архиерея с целью упорядочить процесс катехизации в приходах нашей епархии. В этом документе изложены основные понятия и принципы катехизации, а также предложен комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься.
Предложение длительного оглашения и комплекса 12 бесед, вызвали горячий интерес и полемику среди священников. Звучали как мнения в поддержку, так и сомнения в обоснованности длительного оглашения в сельских и деревенских приходах. После обмена мнениями собрание во главе с владыкой Викентием пришло к решению взять за основу предлагаемую концепцию и комплекс из 12 бесед. В связи с этим будет издан циркуляр, предписывающий всем священникам Екатеринбургской епархии проводить обязательное длительное оглашение по предложенной программе. Если священник не может осуществить длительное оглашение, то необходимо или подготовить себе помощника — катехизатора, или направлять желающих крестится на Огласительные беседы в другой храм, где они проходят.
За неисполнение данного предписания на священников может быть наложено правящим архиереем прещение.
На общеепархиальном собрании также было принято решение о специальной подготовке катехизаторов для благочиннических округов, с дальнейшим созданием филиалов Училища для катехизаторов на местах для более полноценной и массовой подготовки катехизаторов — помошников священников в проведении огласительных бесед. Также необходимо создать методическое пособие для катехизаторов по подготовке к таинству Крещения. По благословению владыки создана рабочая группа по подготовке такого пособия, ее возглавил руководитель Молодежного и Миссионерского отделов Екатеринбургской епархии священник Александр Сандырев.
«Например, в своей практике, — продолжил свой комментарий протоиерей Олег Стеняев, — я провожу три занятия для людей, которые готовятся к Венчанию. Мне кажется, что каждое Таинство должно предваряться разъяснениями, чтобы человек хотя бы имел представление о том, что это такое. В данном вопросе надо действовать на уровне благочиния. Например, в благочинии может быть один храм, где людей будут готовить к Крещению, где будут проводить занятия для людей, которые готовятся к Таинству Венчания, после такой подготовки люди возвращаются в тот храм, куда они обратились за тем, чтобы совершили это Таинство».
«Есть мнение о том, что желательно крестить только взрослых людей, способных осознавать весь смысл Крещения. Но в данном случае есть опасность, что человек может не дожить до зрелого возраста, скончавшись, не приняв Крещения. В древней Церкви Крещение совершалось как над взрослыми, так и над детьми. В Писании есть выражение — крестился он и дом его — например, в случае с Корнилием- Сотником. „Дом“ в тогдашнем понимании — это не просто все родные и близкие, но плюс рабы, их дети. Детокрещение — это древняя традиция, которая проистекает из иудейского обряда обрезывать младенцев на восьмой день по рождению. В Послании к Колоссянам Апостол Павел проводит прямую параллель между обрезанием и Крещением. Он пишет:
„В Нем (Во Христе. —
РЛ)
вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым“ (Кол.2:11). Но, с другой стороны, уже Тертуллиан, который, кстати, был противником детокрещения, в своей работе о Крещении указывает на то, что многие крестят детей. Тогда это был весьма распространенный обычай, обряд, связанный как раз с ветхозаветной традицией принимать в общину Израиля детей, начиная с восьмидневного возраста», — отметил отец Олег.
Он напомнил, что «в ветхозаветные времена в Ветхозаветной Церкви дети могли быть обрезаны, а обрезание давало им возможность приступать к пасхальной трапезе. Сказано:
„Никакой необрезанный не должен есть от нее“ (Исх. 12:48). Точно также по этой аналогии крещеный младенец может быть причастником Тела и Крови Иисуса Христа». «Не совсем верно утверждать, что, поскольку ребенок не имеет личных грехов, поэтому Крещение ему не нужно. Потому что в Писании сказано, что человек зачат в беззаконии, во грехе мать родила его. Бог, наказывая народ, всегда наказывал и взрослых, и детей. Исходя из этого, Церковь единогласно утвердила правило, что все-таки детей крестить надо, поскольку только Крещение дает ребенку возможность приобщиться к благодати Христовой. В Писании так и говорится: чтобы быть христианином, надо веровать и креститься. А за ребенка веровать должны родители. Но здесь тогда возникает вопрос: а как можно обязать веровать за другого человека? В Евангелии есть много ответов на этот вопрос. Например, по вере сотника был исцелен его слуга. Или когда друзья принесли расслабленного на постели и через крышу опустили его к ногам Господа, то Иисус Христос, видя веру их, сказал расслабленному:
„Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои“ (Мф. 9:2). Так и в ситуации с крещением младенца возникает вопрос относительно крестных: а верующие ли они сами. Поэтому при крещении младенца крестные также должны проходить собеседование, как и взрослые, которые крестятся», — заключил протоиерей Олег Стеняев.
Русская линия