Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко24.08.2006 

24 августа — память мученика архидиакона Евпла

Ныне прославляемый святой мученик Евпл жил в городе Катане на острове Сицилии во время гонения на христиан при Диоклетиане. Несмотря на опасность быть схваченным и преданным истязаниям, он безбоязненно проповедовал Евангелие, собирал вокруг себя народ и просвещал его изъяснением слова Божия. Тогда правитель города потребовал к себе христианского проповедника. Святого Евпла схватили в то время, когда он в одной хижине читал Евангелие; с этой книгой в руке, как уликой, и привели его к правителю Калвизиану.

— Зачем у тебя эта книга в руках? — спросил правитель.

— Я читал ее, когда меня взяли, — отвечал святой Евпл.

Мучитель, закоренелый язычник, стал уговаривать святого Евпла отречься от своего, по его мнению, ложного верования во Христа, но, когда увидел, что не поколебать ему своими словами твердого в вере христианина, он велел предать его истязаниям, после которых святой Евпл был отведен в темницу. Здесь томили его голодом и жаждой и, после нескольких новых попыток склонить его к отречению от Христа, осудили исповедника на смертную казнь, на которую повели его, повесив ему на шею Евангелие. Его сопровождало множество народа, среди которого было немало тайных христиан. Придя на место казни, святой Евпл стал читать Евангелие народу и потом, помолясь, радостно преклонил под меч свою голову… Это было в 304 году.

Святой архидиакон Евпл служит живым доказательством той истины, что слово Божие весьма полезно читать, ибо оно, сообщая учение о Христе и жизни вечной, побуждает искать спасения и достигать его, несмотря на мучения и самую смерть, которой оно учит не страшиться.

Слово Божие есть действительно свет души. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118, 103), — сказал о слове Божием пророк Давид. Поэтому, кто со вниманием и благоговением читает или слушает Священное Писание, тот учится истинам Боговедения у надежного наставника и может получить ясные и правильные понятия о Боге и делах Божиих, о вечной жизни и условиях достижения Царствия Небесного. Без слова Божия самые сильные естественные способности ума никого не вводили в святилище истинной премудрости. Напротив, многие люди, при самых посредственных дарованиях, читая Священное Писание, приобретали такие познания о вещах небесных, о каких умнейшие языческие философы или вовсе не имели понятия, или умствовали слабо и погрешительно. Из этого следует заключить, что Священное Писание просвещает ум, сообщая ему высшие и правильные религиозные познания. И это первая польза, какую мы можем получить от чтения Священного Писания.

Слово Божие исправляет наши нравы. Все мы более или менее поползновенны к злу. Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8, 21), — говорит пророк Моисей. Какое же средство изберем мы для поправления наших нравов, для освящения нашей жизни? Не ошибемся, если изберем для этого великого дела Священное Писание. Оно имеет великое влияние на наше сердце. Святая Церковь наша представляет довольно примеров перемены и исправления жизни от слова Божия. Один великий грешник, пришедший в церковь, услышав читаемые из Священного Писания следующие слова: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавство от душ ваших (Ис. 1, 16), твердо решился переменить жизнь свою из порочной на добродетельную, и, при помощи Божией, действительно, сделался новым, по добродетельному житию, человеком. Следовательно, Священное Писание может исправлять наши нравы и улучшать нашу жизнь.

Кроме того, Священное Писание может утешать нас в горестях и придавать услаждение нашему благо-получию.

В горестях слово Божие утешает нас тем, во-первых, что ясно излагает нам душевную пользу, происходящую от скорбей, великодушно переносимых. Аще наказания терпите, якоже сыновом обретается вам Бог (Евр. 12, 7), — говорит апостол Павел; во-вторых, Священное Писание утешает нас примерами, из которых видно, что не только грешники, но и величайшие праведники, как, например, многострадальный Иов и целомудренный Иосиф, подвергались в жизни величайшим скорбям; в-третьих, слово Божие утешает печальных напоминанием о милосердии Божием и готовности Божией подать нам руку помощи в злополучии. Например, не утешительны ли для скорбящих следующие слова Божии, начертанные в Священном Писании: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя (Пс. 49, 15)! О, без сомнения, эти слова целебный елей для души преогорчеваемой!

А благополучие нашей жизни Священное Писание возвышает, во-первых, тем, что Бога признает виновником всякого блага, встречающегося нам в жизни; во-вторых тем, что показывает нам надежные способы к поддержанию и к продолжению данного от Бога нам благополучия. Например, слово Божие говорит: хотяй живот любити, и видети дни благи, да удержит язык свой от зла, да уклонится от зла, и да сотворит благо (1 Пет. 3, 10, 11), и еще: взыскающии Господа не лишатся всякого блага (Пс. 33, 11).

Но главная польза, происходящая от чтения или слышания слова Божия, состоит в том, что такое чтение или слышание споспешествует делу великому, душеспасительному, утешающему Бога и ангелов — делу духовному, благодатного возрождения и обновления нашего. Обновление это начинается в купели святого Крещения. Но начавшееся в купели Крещения обновление надобно продлить, развить, возрастить, укрепить, украсить цветами и плодами святости жизни. В этом случае много может помочь нам Священное Писание. Оно, чрез чтение или слышание, упадая на сердце человека, способно возрождать человека и дело возрождения доводить до возможного высшего совершенства духовной жизни, как свидетельствует об этом апостол Павел, говоря: все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен (2 Тим. 3, 16, 17).

Остается нам, слушатели, возблагодарить Господа Бога Светодавца за дарование нам Священного Писания и, подражая святому архидиакону Евплу и прочим святым, читать его, доколе смерть не сомкнула еще очей наших и не запечатлела уст наших; доколе душа наша еще может принимать лучи света небесного и узреть стезю, ведущую к вечной жизни, к вечному благополучию. Аминь.

http://orthodox.etel.ru/2006/31/k_24evpl.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика