«Я увидел этот фильм на открытии Московского международного кинофестиваля. Я шел на его просмотр с большим уважением и надеждой, что картина будет так же талантлива, как „
Остров“. Но я с трудом смог высидеть только полчаса, удерживая себя, чтобы не подняться раньше», — сказал в интервью «Русской линии» известный режиссер, народный артист России, президент Международного кинофорума «
Золотой витязь»
Николай Бурляев, делясь своими впечатлениями от просмотра
нового фильма Павла Лунгина «Царь», посвященного Опричнине Царя Иоанна Грозного.
«Все, что показано в этом фильме, — полное несоответствие исторической правде. Во-первых — принципиально неверное избрание Петра Мамонова на роль Ивана Грозного. Даже отдаленно он не подходит для данного образа, поскольку на лице Мамонова лежит печать той жизни, которую он провел как эстрадный рок-музыкант. Он больше похож не на Царя Ивана, а на беззубого бомжа. Хоть бы зубы ему вставили за счет фильма!» — сокрушается режиссер.
«Трактовка режиссером образа Царя антиисторична. Да, он был прозван Иваном Грозным, но и его дед имел прозвание Грозного. Только народ почему-то (а народ всегда прав!) именовал Ивана Васильевича Царем Милостивым. Откуда же появилось это именование „Грозный“ по отношению к Ивану Васильевичу, человеку от рождения верующему, православному, кающемуся за все свои собственные грехи? Он был грозен к врагам Земли Русской, каковых в то время было очень много. Это и те же бояре, очень похожие на наших нынешних „бояр“, заевшихся и плюющих и на народ и на Россию», — подчеркнул Н.Бурляев.
«Царь Иоанн Грозный ввел опричнину как необходимый инструмент на какой-то отрезок времени, потом он ее отменил, когда она выполнила свою роль. Часто инкриминируют Иоанну Васильевичу, что он якобы был жутким кровопийцей. Именно такого упыря и истерика и показывает фильм П.Лунгина. причем сделано это очень плохо, на непрофессиональном уровне, и уже из первых пяти минут фильма становится понятно, что за картина нам преподнесена актерами и режиссером», — отметил эксперт.
«Как известно, за 50 лет правления Иоанн Грозный поставил подпись под пятью тысячами казней. То есть получается по сто казней в год. Казнить приходилось уголовников, преступников, убийц — все это было! И каждую вынужденную жертву он заносил в Синодик. Какой еще правитель мог делать такое в Европе, где за каждый день убивали тысячи, где только за одну Варфоломеевскую ночь было убито 20 тысяч человек?» — вопрошает Н.Бурляев.
«Поэтому в фильме показано все неверно. Очернение образа Грозного Царя, как известно, началось в нашей исторической науке еще во времена Н.М.Карамзина, являвшегося членом одной из масонских лож и совершенно лживо представившего в IX томе „Истории Государства Российского“ Самодержца как убийцу и тирана. Я предлагал Павлу Лунгину посмотреть фильм Бориса Лизнева „Царское дело“ об Иване Грозном, где показана правда о тех временах. Именно этим фильмом открывался
Международный кинофорум „Золотой витязь“. Но Павел уже заканчивал фильм и сказал, что теперь смотреть поздно», — рассказал режиссер.
«Но в этой картине — альтернативе фильму Лунгина — Б. Лизнев, один из лучших режиссеров-документалистов современности, дал в первый раз за всю историю кино верный образ Царя Ивана Грозного как верующего и православного монарха, что всегда обходили все, кто касался этого образа в кинематографе. Поэтому я категорически не принял работу Павла Лунгина, и мне искренне жаль, что режиссер великолепного фильма „Остров“ пошел по ложному пути. Мне очень жаль, что люди увидят этот фильм», — продолжил он.
«Так как на кинопоказе я просидел всего полчаса, мне трудно судить об исполнении роли св. митрополита Филиппа ныне покойным Олегом Янковским. Но само участие в этой работе, далекой от исторической правды, не может остаться без последствий для тех, кто был причастен к созданию этого фильма», — уверен Николай Бурляев.
Русская линия