Русская линия
Правая.RuЕпископ Хустский и Виноградовский Ипполит (Хилько)23.08.2006 

«Каноническая автокефалия Украинской Православной Церкви и уния — синонимы..»

Тульчин — это не только колбаса, рекламируемая украинским телеканалом сомнительной честности, но и ставка суворовской армии, и сказочной красоты дворец Потоцкого, и величественный собор, на клиросе которого пел тот же Суворов…

А еще Тульчин, это почти приграничная полоса с мятежным Приднестровьем и добираться сюда — в даль от дорог республиканского значения, весьма проблематично из любого другого региона Украины, включая ее столицу.

Тем не менее, в этот уголок Подолья едут не только со всей Украины, но и из самых дальних концов России и других православных стран. Едут жаждущие услышать ответы на самые «душетрепещущие» вопросы, за благословлением и наставлением перед важным жизненным выбором. Едут они к епископу Тульчинскому и Брацлавскому преосвященнейшему Ипполиту. И, хотя понятие «культовый» противно христианской вере, современное его наполнение лучше всего подходит к тому статусу, которым наделил православный люд владыку. Для самых стойких борцов «за Русь Святую и Веру Православную» он является заочным духовником.

Сегодня владыка отмечает четырнадцатую годовщину архиерейского служения, и корреспондент Правой.Ру в Киеве Дмитрий Скворцов удостоился чести быть приглашенным на торжественную службу, посвященную этому событию.

Дмитрий Скворцов, Правая.Ру: — Владыко Преосвященнейший, на сегодняшней литургии вы читали молитву «о нашей богохранимой стране и властях ее». Вместе с тем, большинство православных считают нынешнюю власть богоборческой, ведь многие из ее представителей не скрывают свою принадлежность к раскольническим и сектантским (в т.ч. и харизматическим) религиозным организациям. Так почему же каноническая Церковь молится на Литургии об этой власти?

Владыка Ипполит: — То, что нынешняя власть изображает религиозность, это не более чем проформа. Истинная религиозность там, где однозначность. Мы же видим, как многие властьпридержащие в течение одного дня, принимая таинства в Православной Церкви, сразу же идут в секту или лже-церковь, чтобы «засветиться» перед телекамерами и там. То есть они пытаются использовать религиозные формы поведения в своих политических целях. А это уже двойственность.

Да и властолюбие ведь само по себе — грех. Конечно, некоторым людям Бог дает талант управлять во внешнем (светском) мире, следить за порядком в нем. Но без внутреннего порядка в душе это не удастся. Как говорили древние философы: «Если не победил себя, то не мечтай о никакой другой победе».

Д.С.: — Значит, Церковь молится о том, что бы они победили себя?

вл. Ипполит: — Церковь молится о властях, чтобы Господь их вразумлял. Молиться о народе Божьем — предназначение Церкви. Власть имущие, как и все мы, носят образ Божий. Другое дело, насколько достойно они его носят. Ведь для этого нужно от многого отказаться. А иначе места в сердце не остается для истинной православной духовности. А охватить сразу небесное и земное невозможно — вот и вся коллизия.

Ну и естественно, мы молимся, чтобы Бог запретил им зло творить Церкви Православной.

Д.С.: — Если одновременно охватить небо и землю невозможно, то почему же иерархи идут в депутаты? Можно ли служителям Церкви таким образом участвовать в политической жизни?

вл. Ипполит: — Конечно же, нельзя…. Были такого рода предложения и нашей епархии, но мы отказались. Миссия Церкви — облагодатствование народа Божия и путевождение его в Жизнь вечную. То есть — вести души ко спасению.

Когда светские власти обращаются ко мне с предложениями «помочь им управлять народом», я поясняю, что есть два меча власти: один — светской, другой — духовной. И если светская власть будет стремиться управлять внешней жизнью в соответствии с духовными законами Православия, то эти два меча непременно образуют крест. А с Крестом освящающим другая помощь уже не понадобиться ни той, ни другой власти.

Ну, а если власть не будет руководствоваться духовными критериями, то помощи от Церкви она тем более не дождется. После таких ответов, мне всегда «прозрачно» намекают о возможных проблемах. Я же отвечаю, что если они и будут, то только здесь, на земле.

Д.С.: — А в плане предвыборной агитации?


вл. Ипполит: — Безусловно, священник, как частное лицо имеет право высказывать свое мнение о том или ином руководителе. Но, ни в коем случае не с амвона, и ни от имени Церкви, епархии, прихода.

Д.С.: — Но если Церковь занимает такую демонстративно пассивную позицию в политической жизни, то почему ее называют воинствующей?

вл. Ипполит: — Потому что сатана воюет с Богом, а поле боя — сердце человека. И Церковь Христова воинствует против сатаны за каждую живую душу. Сатана «аки лев рыкающий» стремится погубить всякую живую душу, а Церковь, как тело Христово — стремится спасти. Воинствующая — это, если хотите, метод активной защиты душ.

Д.С.: — Вы говорите, что душа — поле боя между Богом и сатаной, но человек сам охотно впускает последнего в душу под видом новых, «более прогрессивных» норм морали, меняющихся понятий о приличии. И «стремительно развивающееся» общество отнюдь не настроено впускать в свою жизнь такую «закостенелую» структуру, как Православная Церковь. Почему Церковь не меняется с обществом? Почему так держится за свои каноны, написанные тысячелетия назад? Возьмем то же отношение к красоте обнаженного женского тела — даже православный мыслитель Достоевский писал, что «красота спасет мир».

вл. Ипполит: — Если красота тела затмевает его Создателя, то она становится идолом. А настоящая красота, это, прежде всего, духовная красота. И мир спасет именно эта красота. Это красота понимания того, кто же Художник этого мира, кто Создатель гармонии. Когда красота внешнего мира становится кумиром, человек гибнет. А когда человек начинает задаваться вопросом: «а кто же ее создатель», он начинает постигать природу этой красоты.

Д.С.: — Владыко, а вот наша высшая представительская власть также выступает в роли творца, когда пытается создать «единую поместную церковь». Мотивируется это тем, что каноническая Церковь на Украине — Российская. Но ведь ее название «Русская Православная Церковь», а не «российская». Или тут нет принципиальной разницы? Должна ли вообще Русская Православная Церковь на Украине добиваться законной с точки зрения канонического права автокефалии?

вл. Ипполит: — Наша земля, это земля Киевской Руси. Святые отцы учили, что спасение миру придет отсюда — из Святой Руси. Врагам надо разделить Святую Русь. Они политически ее кромсают. Пытаются разделить и духовно. Почему-то никто не выступает за разделение римского католицизма, чтобы была американская, венгерская, польская церкви.

Поэтому все эти разговоры об автокефалии — от лукавого. Причем и в самой ограде Православной Церкви. Ведь те, кто ратует за отделение от Русской Православной Церкви, продолжают высокопарно твердить о единстве Церкви. Это лицемерие преднамеренное.

Д.С.: — Действительно, никого из украинских католиков и униатов не коробит прямое подчинение Риму. Почему же тогда некоторые архиереи Украинской Православной Церкви «открещиваются» от «приставки» «Московский Патриархат», оправдываясь тем, что данное сочетание отсутствует в свидетельстве Минюста о регистрации УПЦ.

вл. Ипполит: — Вот поэтому и нам некоторые начальники из облуправления по делам религий начинают заявлять, что «в нашій області нема Московського Патріархату». Мы им отвечаем, что «це у вас нема, а у нас є». Дело в том, что Украинская Православная Церковь на самом деле не имеет канонически определенного статуса. Канонический статус экзархата устранен в 97-м, а канонического статуса автономии нет. Есть «права широкой автономии», но это не является каноническим статусом.

Да и верующие в своем большинстве — против автокефалии. Конечно, могут исполниться мечты кого-нибудь из митрополитов о патриаршестве. Но Церкви-то, какая польза от этого? Разве что — православные в Западных областях надеются, что автокефалия спасет их от окончательного разгрома униатами. Зря они на это рассчитывают: автокефалия Православной Церкви на Украине и уния с католиками — это синонимы. Утром навяжут отрыв от Русской Православной Церкви, а в обед уже объявят унию. Все!

Д.С.: — Но сейчас храмы захватывают в основном раскольники-филаретовцы при помощи местных органов власти. Как православные могут этому противостоять?

вл. Ипполит: — Там где захватам потворствуют политические структуры, им должен был бы противостоять духовный центр страны — Киевская митрополия…

Д.С.: — Но, создается такое впечатление, что Церковь никак не противостоит и наплыву сектантов. Сегодняшняя Украина, похоже, является рекордсменом всех «времен и народов» по количеству сект «на душу населения». Как противостоять сектантству?

вл. Ипполит: — Исповеданием Веры Истинной. Главное — иметь твердую к этому решимость. И тогда Бог сам укажет, как противостоять сектантству. И это, прежде всего, относится к предстоятелям. Ведь они главные служители, то есть ответственные за народ перед Богом.

Д.С.: — Не секрет, что сегодняшнее Подолье является электоральной «вотчиной» помаранчевой идеологии, известной своей враждебностью каноническому Православию. Не чувствуете ли Вы себя здесь неким миссионером первохристианских времен — объектом всеобщей ненависти? И как Вам удается приводить в этой обстановке людей к Богу?

вл. Ипполит: — Приводит Господь. Наше дело — молиться о том. И служить.

Д.С.: — Тем не менее, вот уже 14 лет Вы являетесь объектом постоянных нападок политических и религиозных деятелей независимой Украины. Молитесь ли Вы о врагах?

вл. Ипполит: — Когда есть силы, молюсь. А когда нет, то просто: «Поможи їм, Боже, і мені тоже». Им — в разум Истины придти, а мне — выстоять в Ней.

P. S. Пока мы стояли в очереди, что бы попасть в рабочий кабинет владыки, то наблюдали с каким почтением и обязательной молитвой переступали его порог священники, монахи и миряне. Подобная «армейская» выправка была для нас неожиданна. Каково же было наше недоумение, когда в ходе интервью через кабинет, то и дело проносились дети разного возраста и пола, не спрашивая никакого разрешения войти, а уж тем более — выйти.

На наш немой вопрос владыка ответил: «На самом деле, это они тут — главные. Они знают, что где лежит. Что готовить к какой службе, чем кормить «ходоков» и т. д. и т. п.

За три дня нашего пребывания в епархии, мы так и не смогли пересчитать всех детей возрастом от дошкольного, до вполне уже «священнического».Это своего рода православная коммуна — дети прихожан сами убирают, готовят, стирают, но и резвятся, «подкалывают» друг-друга, загорают на подворье епархиального управления, а вечером ждут епископского благословения на… вечерние гульки в городе. Вот такое оно, подрастающее воинство Христово.

http://www.pravaya.ru/inview/8583


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика