Аргументы и факты | Николай Романов | 23.08.2006 |
Людям нужно время, чтобы привыкнуть к новой системе правления — ведь она существует в России всего 15 лет. А диктатура продолжалась 80 лет. Вот все и пытаются найти какую-то альтернативу. Но альтернатива не нужна: в стране должна быть такая демократия, которая подходит менталитету русского человека. Многие обращаются в сторону Америки. Но вот вы хотели бы, чтобы в России была демократия, как в Америке? Я бы этого не хотел. Американская демократия — это почти диктатура: президент имеет там неограниченную власть. На Европу равняться тоже не стоит. Европа хочет видеть Россию слабой. Но сейчас из-за огромного роста цен на нефть Россия становится всё сильнее. И Западу приходится с ней считаться.
Русский человек приятнее немца, но ленивее
— ПОСЛЕДНИЕ 100 лет для СССР, России — это эпоха сплошных перемен. Но многие считают, что за это время больше потеряли, чем приобрели.— Давайте возьмём Германию. Думаю, вы согласитесь, что русский человек в плане общения гораздо приятнее немца. Но если взять работоспособность, самоконтроль, пунктуальность — тут русский человек с немцем не идёт ни в какое сравнение. Так вот немцы, прожившие в Восточной Германии 40 лет в коммунистическом режиме, до сих пор ещё не достигли уровня жизни обитателей Западной Германии, которая была свободна. И это трудолюбивые и расчётливые немцы. Наша проблема в том, что мы всё хотим получить сразу. Но так не бывает. Выстроить то, что мы разрушили, можно только постепенно. Сегодня в России на первый план выходит молодёжь, которая уже не тащит за собой багаж прошлого. Когда я был в Петербурге и общался со студентами, то с удивлением обнаружил, что между этими молодыми людьми и молодёжью в Европе или Америке нет никакой разницы: они свободно выражают своё мнение, знают, чего хотят от жизни. Они уже личности, а не серая масса.
— Старшее поколение обычно ругает молодёжь. Сейчас молодые очень безответственно относятся к символам России, к прошлому. Многие не то что слов гимна не знают, но даже с трудом припоминают, кто был последним царём и кто такой Ленин.
— Не надо придавать большого значения символам, хотя и открещиваться от них не стоит. Это просто вещи, которые напоминают о прошлом. В 1998 году Романовы приехали в Петербург хоронить царскую семью. Мы пошли на Пискарёвское кладбище, чтобы почтить память погибших блокадников. Мы, Романовы, хотели отдать честь героическим защитникам Ленинграда, которые спасли наш Санкт-Петербург. Да, наш Санкт-Петербург был когда-то Ленинградом, и об этом не надо забывать.
«С идеями нельзя бороться войсками»
— ЕЩЁ один из «символов» государства — это армия. В учебниках по истории читаешь, какая была великая и сильная армия в монархической России, как ею гордился весь народ и что она ни в какое сравнение не идёт с нынешней.— Придумать национальную идею для России очень трудно, практически невозможно. Потому что даже само понятие «национальная идея» говорит о национальном признаке. А кровь людей, живущих в России, настолько перемешана, что сложно сказать, какой мы все национальности. Даже я, казалось бы, человек, который должен быть чистокровным русским, не могу ответить вам, какой же я национальности: в моём роду были и русские, и татары, и монголы, и поляки. Смешанная кровь не позволит придумать «национальную идею», в которую поверили и которую поддержали бы все, но парадокс в том, что именно смешанная кровь объединяет столь многонациональную страну. Как-то я слышал такое мнение: в России национальной идеей может стать христианство. Не хочу обидеть нашу Русскую православную церковь, которая пострадала так, как никто не пострадал во время коммунистического режима, и которая смогла с трудом сохранить живым пламя религии, но христианство никогда не будет идеей для нашей нации. Коммунизм — это была идея, а христианство — это религия. Не надо смешивать эти понятия.
— Сегодня самые идейные коммунисты ради народной любви готовы на смешение понятий: лидеры партии ходят на митинги с красным флагом и в то же время стоят в церкви со свечками.
— Вспомните апостола Павла. Он ведь голосовал за смертную казнь первого мученика христианства Стефана. Но потом раскаялся и стал одним из апостолов.
— По-моему, вы слишком переоцениваете наших политиков, сравнивая их с апостолами.
— Думаю, это вы их недооцениваете, когда выбираете. Оттого потом и мучаетесь. Надо учитывать, что политики иногда бывают более непредсказуемы, чем женщины, от них можно всего ожидать, поэтому и голосовать надо не только сердцем, но и умом.
— Романовы часто приезжают с визитами в Россию, занимаются здесь благотворительностью, но предпочитают жить за границей, а не на исторической Родине…
— Мы всегда были русскими. Даже если мы родились за границей, мы всегда говорили: «Дай Бог, когда-нибудь вернёмся». И если бы мне было не 83 года, я обязательно вернулся бы на Родину и делал бы всё от меня зависящее для улучшения жизни в России. Но мне не 30 лет и даже не 50, поэтому я могу себе позволить только иногда посещать Россию. Меня всегда очень радушно принимают в российском посольстве, угощают стаканом водки и без проблем ставят визу.
Валентина ОБЕРЕМКО, Швейцария
http://www.aif.ru/online/aif/1347/0301