Правая.Ru | Вадим Нифонтов | 23.08.2006 |
Лет этак десять назад мне довелось слушать долгий, многочасовой рассказ ветерана Великой Отечественной войны. Обычная солдатская история — о том, как попал на фронт, как не хватало винтовок, как оказался в плену, о том, как оттуда удалось бежать и долго пробираться к своим. Потом был трибунал, штрафбат, передовая, довольно быстрая полная реабилитация, «дорога на Берлин», потери друзей по дороге… И вот в ходе этого самого рассказа старый солдат вдруг задумался и сказал: «Вот вы, наверное, удивляетесь, что я про все эти ужасы так рассказываю, будто это было весёлое приключение. Совсем нет: тогда и я, мои однополчане многим были очень недовольны, многое у нас вызывало злость и вообще, война — это не развлечение, а очень тяжелая и трудная жизнь. Но прошло совсем немного времени, и мы стали вспоминать эти времена как очень интересное и даже, можно сказать, весёлое кино. И вообще, если уж на то пошло, в то время мы были молодыми, и всё у нас было впереди».
Это стало для меня тогда своего рода откровением. В самом деле, хоть оно и звучит в некоторой степени анекдотично, люди склонны идеализировать времена, когда они были молодыми. Включая весь антураж этой эпохи, независимо от того, каким он был, с нашей теперешней точки зрения, хорошим или плохим. Бывали ведь случаи, когда лагерный охранник и жертва репрессий вместе вспоминали прошлое, причём даже без особых обид друг на друга.
Насколько можно понять, восприятие собственной жизни как происходящей в великую эпоху — совершенно нормальное, здоровое чувство (как говорил фельдфебель в одной из книг Ремарка: «И помните — вы участвуете в Великих Событиях!»). То, что в России, уж не помню с чьей лёгкой руки, считают проклятием (обычно добавляя — «китайское проклятие») — «чтоб ты жил в интересную эпоху!» — как раз и есть признак какой-то духовной болезни. Неужели люди честно мечтают прожить растительную жизнь, нигде в ней особо не отметившись, без каких-либо интересов и планов, без изменений? На самом деле таких страдальцев не так уж и много. Потому что подход, согласно которому максимально серая жизнь без особых событий и есть идеал нормального человека, губителен. Не менее губителен и другой подход: когда какую-то одну конкретную эпоху начинают рассматривать исключительно как «ужас-ужас-ужас», в котором не было ничего хорошего, а тех, кто умудрился увидеть в этом времени хоть что-то позитивное, обзывают разными нехорошими словами.
Естественное, здоровое обывательское чувство истории таково: человек, в общем, должен ощущать себя участником интересных событий, причём неважно, какого уровня. Возможно, это просто строительство сарая на дачном участке. Но это воспринимается не как скучная рутина, а как своего рода приключение. Лишь бы происходящее было интересно его участнику. Это вовсе не значит, что он должен постоянно испытывать «чувство глубокого удовлетворения» и быть всем доволен. Однако воспринимать свою жизнь и свою эпоху, нравятся они ему или нет, как «бессмыслицу и безвременье» — это уже признак капитуляции перед действительностью. Ни бессмысленной жизни, ни пресловутого безвременья попросту не существует, это фантомы умирающего сознания, признаки умирания.
Добавим ещё вот что: как правило, нормальный обыватель склонен мыслить в понятиях инволюции. То есть он где-то в душе считает, что мир помаленьку ухудшается. Лет 100−150 назад это было легко установить из крестьянских рассказов о родословной: как правило, дедам и уж точно прадедам приписывались совершенно невероятные качества («одной рукой быка мог завалить», «ростом был с дом» и так далее). Сейчас, когда накопление точных биографических данных перестало быть проблемой, представления об инволюции усложнились, но всё равно прекрасно себя чувствуют («бабка закончила гимназию аж при самом царе и в совершенстве знала четыре иностранных языка», «прадед в 20 лет командовал дивизией"…).
При этом в определённом возрасте человек начинает воспринимать «молодёжь» как новую стадию исторической деградации. Ему непонятно, чего хотят «дети», о чём они разговаривают, к чему стремятся. «Молодые», по его мнению, «разленились», «ничем не интересуются» и так далее. Понятно, что сами эти неправильные «молодые» воспринимают свою жизнь как очередную великую эпоху.
Как бы мы ни относились к такому подходу, следует признать одно — он вполне нормален. Можно сказать, это такой эталон душевного здоровья. То есть если средний человек убеждён, что: а) качество и насыщенность жизни несколько ухудшились в сравнении с «прежними временами»; б) нынешняя эпоха сама по себе интересна и не является «бессмысленной»; в) «дети» помаленьку деградируют в сравнении с «отцами», — то этот человек совершенно здоров (уже потому, что обладает относительно высокой — но не завышенной! — самооценкой), и общество, в котором преобладает такой тип личности, тоже вполне себе нормальное, у него, как минимум, есть перспективы.
Если же хоть один из этих обывательских исторических мифов переживает трансформацию, это свидетельствует о какой-то общественной болезни, о падении уровня личных самооценок. «Мы превзошли своих тупых и необразованных предков (вариант: «наше прошлое было сплошным кошмаром»)», «мы живём в страшную и бессмысленную эпоху», «наши дети значительно лучше нас, мы можем надеяться только на них» — такие идеи и сами по себе, и в комплексе свидетельствуют о том, что социум движется в тупик, даже, возможно, приближается к опасной пропасти.
Поэтому каждый нормальный человек имеет право считать, что он жил, да и живёт в великую эпоху. Попытки красить какие-то периоды нашей истории только в чёрный цвет (впрочем, как и только в белый; но чёрный цвет значительно опаснее), конечно, никогда не прекратятся — но следует понимать, что это симптомы опасной социальной болезни. Любая эпоха, в которую вы живёте, является великой уже в силу этого простого обстоятельства. Увы, если сама «персона» не понимает, что с самого рождения попала в водоворот Великих Событий и будет находиться в нём до самой смерти — это уж её проблемы. Тут остаётся только посочувствовать.