Русская линия
Час Валентина Грибовская22.08.2006 

В трех ступенях от Царствия Небесного
«Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного», — посылал своих духовных чад отец Иоанн Кронштадтский. «Час» отправился туда с лиепайским мультинациональным культурным центром «Унисон»

Посещение пюхтицкого монастыря оставляет в душе необыкновенно светлое чувство

Посетить пюхтицкий Успенский женский монастырь — моя давняя мечта. Хотелось увидеть это святое место своими глазами и прикоснуться к духовным ценностям, которые хранит эстонская земля.

Разделяют Лиепаю с Пюхтицей около 600 километров. Не лучший способ добираться туда на перекладных. Прихожане храма Александра Невского Сергей и Нина учли это обстоятельство. Заложив квартиру, взяли в кредит микроавтобус и занялись семейным бизнесом — возят желающих по святым местам. Перед поездкой группу проинформировали о соответствующей посещению православного храма одежде, а тем, кто хочет исповедоваться и причаститься, нужно соблюсти трехдневный пост, взять с собой дары и посуду для святой воды.

Дорога началась с утренней молитвы…

Каждому свое

— Нет лучшего блага, чем чтение молитвы, — признался позже «Часу» Сергей, нашедший дорогу к храму не сразу. — Это дает мне столько мудрости и духовных сил!

В фонотеке, которую водитель предлагает в пути экскурсантам, есть и духовные песнопения. Они скрашивают путь и настраивают на беседу. Зачем человек едет в монастырь?

— Люблю путешествовать и открывать для себя новые места, — не задумываясь, ответила Наташа, ровесница моей старшей дочери.

Лена в дальнюю дорогу взяла и своих детишек — 12-летнего Артура и 7-летнюю Сашу. Вместе они поют в фольклорном семейном ансамбле «Ярило», вместе путешествуют. Не так давно дети покрестились, и эта поездка для них и мамы имеет особый смысл.

У Екатерины, руководителя «Унисона», искренний интерес к русскому народному творчеству. А ведь есть ремесла, которые на сегодняшний день сохранились только в монастырях. В прошлом году «Унисон» побывал на Псковщине, пополнил ценными экспонатами музей под названием «Из бабушкиного сундучка».

Нина пришла к Богу, когда ее на работе оклеветали. В церкви Святой Троицы священник сказал: «Если твоя совесть чиста — потерпи! Правда обязательно восторжествует!» Так и было.

А в Пюхтицу она едет впервые и надеется на исцеление. Сильно болят суставы, а там есть святой источник, который, по дошедшим до нее слухам, делает чудеса.

О нем и о многом другом «Час» еще по дороге узнал от Алевтины, прихожанки лиепайского Свято-Никольского морского собора. Она считает для себя правилом три раза в году съездить в Пюхтицу и прикоснуться к святыням.

К Журавлиной горе

…Чудское озеро осталось далеко позади. И вот посреди обширной равнины взору предстал живописный холм, носивший в древности название Куремяги (в переводе с эстонского — Журавлиная гора). История этого края овеяна славой воинов Александра Невского, сражавшихся с полчищами крестоносцев.

Еще в XII- XIII веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Новгородскую и Псковскую земли. В те далекие времена здесь и возникли первые русские поселения. А с ними — православная вера. С XIII века началась католизация края. Позднее стало насаждаться лютеранство. В этом краю, по свидетельству Сыренецкой летописи XVI в., более 400 лет назад произошло знамение.

Пастух, пасший стадо в долине, увидел на Журавлиной горе светозарную деву в лазурном одеянии, освященную сиянием. Он собрал односельчан. Осмотрев рощу, они нашли под дубом старинную икону. Православные с радостью узнали в явленной иконе образ Успения Божьей Матери. С тех пор жители прозвали гору Пюхтицкой (пюхтица в переводе с эстонского — «святое место»). Близ дуба соорудили часовню. Отовсюду шли сюда люди поклониться образу. Так началось почитание святой горы.

И свершилось чудо: находившиеся в крайней бедности, гонимые и притесняемые православные обрели здесь и пристанище, и духовное утешение, и надежду на спасение. Пресвятая Богородица даровала зарождающемуся монастырю и великого пастыря — всероссийского молитвенника Иоанна Кронштадтского.

Мир добра — в их сердцах

…Нас встретили у двухэтажной гостиницы и проводили в дом. С первых минут пребывания в монастыре и до самого отъезда ощущалось доброжелательное отношение послушниц и монахинь. Не покидало ощущение, что тебя здесь ждали, тебе рады.

В трапезной — самообслуживание. После 10-часового пути и вкусного обеда спешим к святому источнику. Трижды обходим небольшую часовню с иконой Явления Пюхтицкой Богоматери и пьем вкусную ключевую воду. А затем — в купальню…

Возвращаемся в гостиницу с непередаваемым чувством легкости. Вдоль дороги колосятся зерновые. Как узнал «Час», монастырь владеет 75 гектарами земли. 24 гектара — пахотные угодья: сеют рожь, пшеницу, овес, сажают кормовые культуры. Есть свое немалое подсобное хозяйство: коровы, лошади, овцы, птичник, свои парники, оранжереи.

— И я нес здесь послушание, — сказал Сергей. — Не каждая работа мне, мужчине, была по силам. А послушницы с ней справляются. Может, потому, что в иночестве труд — это своего рода религиозный акт. Он легок — не по интенсивности, а по убежденности в его благотворном начале и благостном завершении.

Церковная догма возводит труд в достоинство важнейшей нравственной добродетели. Послушание в монастыре — это и сенокос, и сбор грибов, ягод, работа на скотном дворе, рыбная ловля. Послушание несут в церкви, на кухне, в гостиничных домах, водят экскурсии, отвечают на письма. Зимой послушание ориентировано на развитие творческих склонностей насельниц. Одни музицируют, другие шьют, художницы пишут иконы, занимаются резьбой по дереву. Монашествующие певчие берегут и развивают традиции церковного пения.

А как здесь поют, мы услышали уже на вечерней службе.

Где ликует и отдыхает душа

Службы проходят в пятиглавом соборе в честь Успения Божьей Матери. Он — душа монастыря, его духовное сердце. Трехпрестольный, рассчитанный на 1200 человек, собор вместителен и просторен, радует сердце богатством росписей и икон. За каждой из них — целая история.

От храма аллея из столетних лип ведет к вершине святой горы. Здесь в тихом уединении стоит церковь во имя Сергия Радонежского. Она воздвигнута на средства и сбережения покровителя монастыря князя Шаховского, после смерти которого его вдова пожелала здесь жить. Здесь же находится и усыпальница князя. Между Успенским собором и парком, окруженная цветниками, стоит трапезная церковь во имя святого Симеона и Анны-пророчицы.

Всего в обители шесть храмов. Самый ранний из них — кладбищенская церковь во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого, построенная в 1885 году. В 1986 году освящена домовая церковь в честь святителя Алексия и великомученицы Варвары, а в 1990 году — церковь во имя святителя Иоанна и священномученика Исидора. Архитектурный ансамбль монастыря как национальное достояние находится под охраной государства.

Мы побывали у старого дуба, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не меньше тысячи лет. Он также почитается святым. А рядом воссоздана часовенка XVI века.

…Оставляешь монастырь с необыкновенно светлой душой. Будто сняли с тебя бремя житейской суеты и забот. Будто вдохнули новые силы. И живущие там люди, и природа, и святыни наполняют дивным духовным светом, имя которому — Божья благодать.

http://www.chas-daily.com/win/2006/08/22/g029.html?r=32&


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика