«Данное решение Президента нельзя, конечно, считать полным поражением православной стороны. Отрадно, что удалось достичь этого, хотя последнее время все больше казалось, что дело окончательно проиграно. Но также нельзя разделить восторгов тех православных комментаторов, которые считают произошедшее полной победой. Это, конечно, не так. Данное решение, принятое по инициативе Президента, является плодом сложного компромисса различных противоборствующих групп. По сравнению с тем, что было, — это несомненный шаг назад», — заявил в интервью «Русской линии» известный православный публицист, наш постоянный автор
Владимир Семенко, комментируя предложения Президента России Дмитрия Медведева по введению в российских школах предмета «Духовно-нравственное воспитание».
«Для того чтобы понять, что это так, можно привести следующие цифры. В сообщении Интерфакса говорится, что эксперимент начнется в 16 регионах из 6 федеральных округов. В нем будет участвовать одна параллель классов в каждой школе, и в результате будет задействовано около 20 тыс. классов в 12 тыс. школ, это около 256 тыс. учеников и 44 тыс. учителей. И начнется эксперимент весной 2010 года. Когда же дисциплина преподавалась в рамках регионального компонента образования, ныне уже отмененного, то в целом было задействовано около миллиона учащихся, то есть почти в четыре раза больше, и несколько сот тысяч учителей. Кроме того, преподавание велось не в одной параллели, а во всех классах тех школ, где вообще преподавался предмет. Но самое существенное: все это имело четкий правовой статус — преподавание велось в рамках регионального компонента общего образования, наличие которого было зафиксировано в соответствующих законах и подзаконных актах, а не имело статус всего лишь какого-то эксперимента, проводимого по милости начальства. Так что нынешнее решение является несомненным шагом назад», — подчеркнул эксперт.
«Необходимо придать всему этому четкий правовой статус. И поскольку региональный компонент отменен и вряд ли будет восстановлен, то следует добиваться, чтобы предмет был введен в федеральный стандарт общего образования. Ранее, когда Филиппов был министром образования, был специально выбран такой как бы средний, „царский“ путь: преподавание не теологии, но и не какого-то обезличенного религиоведения, а культурологических курсов. А теперь учащимся предлагается выбирать между тем или иным конфессионально окрашенным культурологическим курсом, курсом светской этики (что для светского государства, в общем, вполне нормально) либо „всесторонне“ изучать предмет в изложении религиоведов, что методологически довольно странно. Ведь культурология (вне зависимости от ее конфессиональной окрашенности) и религиоведение — принципиально разные дисциплины».
«И, наконец, никак невозможно разделить восторги тех людей, которые говорят: мол, замечательно, что протодиакон Андрей Кураев напишет учебник по Основам православной культуры, который будет очень интересным. Ведь известно, что отец Андрей все эти годы был противником введения данного курса. Эти его негативные отзывы опубликованы. Недавно он заявил, что преподавать такой предмет должен не светский преподаватель, как это корректно заявляет Президент, который, как грамотный юрист, хорошо понимает, что такое светскость, а… атеист. Совершенно понятно, что атеист не сможет любить этот предмет, как по духу ему чуждый. Сколько же можно напоминать, что светскость и атеистичность — совсем не одно и то же! Кроме того, протодиакон Андрей Кураев обещал написать учебник только через три года, в то время как Президент говорит, что к весне 2010 года преподавание курса уже должно начаться. Поэтому здесь никаких восторгов выражать нечего. Из предложений Президента, принятого всеми основными религиозными организациями России и Минобрнауки, ясно, что в нем предполагается опора на другие учебники, которые уже существуют. Сейчас по Основам православной культуры существует, если я не ошибаюсь, около 180 учебников. Следует объявить конкурс и выбрать из них лучший», — заключил Владимир Семенко.
Русская линия