Труд | Иосиф Суслов | 22.08.2006 |
Но глаза боятся, а руки делают. Вот он, красавец, золотится куполами. Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери возведен и несет свое духовное служение. Взглянуть на него, прикоснуться к святыням приезжают не только дальневосточники и сибиряки, но и паломники со всей России. Оно того стоит.
ВСЕМ МИРОМ
Строительство собора стало поистине всенародным делом. Среди жертвователей — предприятия, предприниматели, организации, частные лица со всей России. Строителей дала Забайкальская железная дорога. Изготовлением куполов занимались мастера из Челябинской области, колоколов — ярославцы, иконы расписывали суздальские и ярославские художники, ажурную решетку для солеи сделали в подмосковном Софрине, киоты — опять же суздальские резчики. Во внутренней отделке храма участвовали братушки — сербские специалисты… Этот порыв, объединивший тысячи людей из разных уголков, позволил не только возвести стены, но и вдохнуть жизнь под своды храма.«Жемчужина Забайкалья», «гордость читинцев», «символ возрождения края» — эти торжественные эпитеты из местных газет вполне отражают чувства забайкальцев. Правда, в последнее время к ним примешивается и тревога, увы, не без оснований.
НЕПРИЛИЧНОЕ СОСЕДСТВО
Странные вещи обнаружились, когда пришла пора юридически закрепить за Читинской и Забайкальской епархией землю, отведенную под строительство собора. Представителям епархии пришлось немало времени потратить на знакомство с классикой жанра, хорошо известного всем, кто уже когда-либо бродил чиновничьими коридорами: «Приходите завтра», «Предъявите справку», «Не приемный день», «Вам в другой кабинет"… В конце концов выяснилось, что земля вокруг собора, переданная властями Православной церкви для возведения главного забайкальского храма, юридически епархии не принадлежит, поскольку, как сегодня утверждают городские власти, была выделена заказчику в пользование только на период строительства — для размещения подъездных путей и складирования строительных материалов.Но, во-первых, этот пункт прежде никак не оговаривался с представителями епархии. А во-вторых, приходится напоминать очевидную истину: храм — это не только то, что внутри стен, это и то, что рядом с ними. Прямо скажем, соседей храму городские власти пытаются навязать не вполне приличных. То возникла идея строительства рядом с собором, на месте кафе «Тополь», крупного торгово-развлекательного комплекса. То втайне от читинцев и за спиной правящего архиерея Евстафия утвержден проект нового, грандиозного здания автовокзала — опять же бок о бок с собором, только уже с другой стороны. Вокзал предполагается возвести как раз на том месте, которое планировалось под зеленую зону отдыха горожанам, непосредственно прилегающую к собору.
Да, новый автовокзал Чите нужен. Но почему именно здесь, рядом с храмом? В 30−50 метрах от стен собора появится не только зал ожидания пассажиров (он, если честно, здесь не главный), но и торгово-развлекательные заведения, игровые автоматы и прочие «очаги», к духовности отношения не имеющие. Ларчик открывается просто: к храму люди тянутся, здесь будет много гуляющих — глядишь, и в новом торгово-развлекательном комплексе круглые сутки от посетителей отбоя не будет. Таков вот «плюрализм». А точнее, расчет, отдающий цинизмом.
ПЕТР I НЕ УКАЗ?
Как тут не вспомнить Петра I. Хоть у этого самодержца отношения с Церковью были непростыми, но и он принял указ, не позволявший «устраивать питейные и прочие легкомысленные заведения ближе, чем за полверсты от храмов». С нынешних же чиновников, стоящих со свечками по праздникам у амвона, вся святость облезает на рабочем месте, словно фальшивая позолота.МЕЖДУ ТЕМ
Читинским властям не грех бы равняться на другие российские города. Например, правительством Москвы предусмотрено, что зона вокруг храма Христа Спасителя должна остаться «духовно чистой». То же самое решение принято в Екатеринбурге по отношению к Храму-памятнику на Крови. По примеру центральных городов России и по здравой логике площадь, на которой стоит читинский Казанский собор, должна стать зеленой зоной отдыха горожан.СПРАВКА «ТРУДА»
Читинский собор спланирован как трехпрестольный: главный престол — в честь Казанской иконы Божией Матери, всегда особо покровительствовавшей восточным рубежам России, правый придел — в честь святого благоверного князя Александра Невского, левый — в честь святых Царственных Страстотерпцев: царя Николая и его семейства. В цокольной части собора спроектирован крестильный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Вместимость собора — более двух с половиной тысяч человек. Высота колокольни — около 60 метров, высота главного купола — 47 метров.Проектными работами по собору занималось ОАО «Читингражданпроект» под руководством Ю.И. Викулова. Главный архитектор храма — заслуженный архитектор России В.И. Кулеш.
СВЯТО МЕСТО: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:— Это далеко не местная проблема. К сожалению, ситуация, когда неуместное соседство оскорбляет чувства верующих, сегодня не единична. Вообще-то в законе о свободе совести и некоторых других законодательных актах прописаны нормы, регламентирующие подобного рода коллизии. Достаточно конкретно оговаривается, что вблизи религиозных учреждений должны быть четко ограничены деятельность заведений определенного характера и проведение мероприятий, способных оскорбить чувства верующих. Однако зачастую эти нормы не соблюдаются. К тому же не все ситуации можно подробно регламентировать законодательными документами. Необходим и элементарный здравый смысл. Необходимо развитое чувство ответственности чиновников, принимающих решения.
Так что проблема оскорбления святости места близ храма существует. И она достаточно остра. Примеров можно приводить немало. Они относятся не только к Православной церкви. Вот, например, совсем недавно в Санкт-Петербурге рядом с католическим храмом состоялось гей-шоу, участники которого распивали спиртное, врывались в храм, допускали непристойные действия, оскорблявшие религиозные чувства верующих.
Разумеется, очень важно неукоснительно соблюдать существующие в этой сфере нормы. Но так же важно, чтобы и само общество было нетерпимо к подобным проявлениям. И местным руководителям хорошо бы чаще сверяться с высокими мерками, чтобы не получалось, что одной рукой они поддерживают возрождение храма, а другой подписывают решения о строительстве сооружений, оскорбляющих своим соседством прихожан.
Духовные потребности людей — вопрос первостепенный. И среди прочего для их удовлетворения необходимо, чтобы рядом с храмом обязательно было место, где прихожане могут спокойно общаться, отдыхать, молиться. Место для воскресных школ, приходских сооружений, для нормальной приходской жизни. Это место тоже свято.