Дух христианина, газета | Сергей Бабурин | 22.08.2006 |
Владыка Артемий в одном из своих интервью для нашей газеты высказал предположение, что страшная трагедия Косова и Сербии может послужить репетицией для России.
С.Н. Бабурин: Косово сегодня напоминает Россию 1992 г., когда в ней рухнули устои привычного мира и многие запутались в понятиях «подлость» и «героизм», «честность» и «аморальность». Сербия сейчас находится в том состоянии, когда народ очищается и обращается к истокам. Поэтому я возлагаю надежду на ключевую роль Сербской Православной Церкви в национальном, культурном и духовном возрождении.
Я считаю, что Сербии как никогда важно возвратиться к союзу с Россией. Можно вновь рассмотреть нереализованный уникальный проект, который был провозглашен Милошевичем в конце ХХ в., а именно вхождение Сербии в Союз России и Белоруссии. Сегодня это может быть ответом на возникшие проблемы.
От кого зависит принятие такого решения?
С.Н. Бабурин: Я думаю, что здесь многое будет зависеть не от Путина, хотя Путин иначе относится к данной проблеме, чем Ельцин. Инициатива должна исходить только от Сербии. Необходимо, чтобы Сербия встряхнулась, сбросила оцепенение, приступила к решению своих проблем не в обстановке упадка, а на пассионарном энергетическом взлете. И я готов об этом говорить с Коштуницей и всем миром, потому что чем правильнее поймут нашу российскую позицию, тем легче будет другим народам.
С кем Вы встречались на сербской земле?
С.Н. Бабурин: У нас состоялись встречи в разных населенных пунктах с представителями общественности и руководителями общин, а также с жителями городов и деревень Косова и Метохии. Встречи происходили в Косовской Митровице, в Грача-нице и Приштине, в монастыре Высокие Дечаны, в деревне, которая сейчас возрождается рядом с поселком Исток на средства, выделенные правительством Москвы. Там строится 25 жилых домов для сербов, которые сейчас возвращаются на родину. И, прежде всего, состоялась встреча с владыкой Рашско-Призренским Артемием, который возглавляет эту епархию. С албанской стороны — с председателем парламента Косова Беришей, который сегодня здесь принимает решения и воплощает их в жизнь.
Действительно, албанское население на сербской территории доминирует, особенно после чистки 1999 г., но для нас, тех, кто уважает принципы выживания человечества, которые воплощены в международном праве, принципиально важно сохранение территориальной целостности суверенного государства Сербия. Мы говорили с г-ном Беришей на разных языках не только в прямом, но порой и в переносном смысле.
Иное дело — беседа с мудрым человеком — владыкой Артемием, который в силу жизненного опыта чувствует все политические нюансы и полностью согласился со мной в том, что сегодня проблема заключается в неопределенной позиции официального Белграда. Косовские сербы это прекрасно понимают. Они осознают, что сегодняшняя позиция Белграда не выражает мнения сербского народа.
Что касается Косова, Президент России будет поддерживать ту модель разрешения кризиса, которую предложит официальный Белград. Но защищать Косово вместо Белграда Россия не сможет.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы в деле разрешения косовской проблемы?
С.Н. Бабурин: Я считаю, что развитие событий проявится после итогового доклада специального представительства Генерального секретаря ООН бывшего финского Президента Марти Ахти Саари. Доклада, в котором, на мой взгляд, будет превалировать методология тех же сил, что вызвали агрессию НАТО против Югославии в 1999 г… Не дожидаясь резолюции Совета Безопасности, различные государства начнут признавать независимость Косова, стараясь не допустить применения Россией вето и не давая руководству Белграда занять принципиальную позицию. И уже после того, как эта волна признаний прокатится, будет внесена резолюция, исходящая из факта: все состоялось, дескать, поезд ушел. В любом случае, я уверен, что судьба сегодняшнего Косова будет решена до конца 2006 г. Процесс подошел к тому рубежу, дальше которого идти нельзя.
Какое у Вас впечатление от поездки?
С.Н. Бабурин: Ощущение кровоточащей раны. Мы посетили священные для любого серба святыни — древние монастыри XII—XIV вв., вокруг которых сегодня нет сербских жителей, — теперь здесь чужой мир, чужие представления о жизненных ценностях… Под предлогом борьбы с Православием происходит этническое изгнание сербов из Косова, чтобы через 5, 10, 20 лет ничто не напоминало о том, что эта земля когда-то была населена православными людьми, что здесь когда-то зародилось сербское государство и сербская нация. Вот это — кровоточащая рана, это этническая чистка и, конечно же, ясно, что международное сообщество навязывает резолюцию 12/44.
В 1999 г. ООН пошла по преступному антигуманному, антисербскому пути. И лично для меня весной 1999 г. ООН умерла. Она не смогла остановить агрессию. Ведь минуя Совет безопасности, Натовские государства начали бомбить в Европе суверенное государство — и говорят, что ООН в Европе еще есть. Я тоже могу сказать, что покойник еще моргает, но это не значит, что он жив, хотя, к сожалению, ничего взамен, никакого механизма обезпечения хотя бы относительной международной безопасности у нас пока нет…
Трагедия Сербии — это трагедия Европы. Многие в Европе пока этого не понимают, им нужны еще две башни, которые рухнут, чтобы осознать, что мир изменился; что с разрушением Ял-тинско-Потсдамской договоренности, с гибелью Советского Союза все страны Европы утратили гарантию безопасности. И теперь надо искать новую. Я возлагаю надежды на налаживание отношений с сегодняшней Сербией…
Ваше отношение к саммиту в Москве, на котором под видом борьбы с ксенофобией и терроризмом встречались религиозные деятели всего мира?
С.Н. Бабурин: Когда сегодня говорят о ксенофобии и терроризме, то становится ясно, что нас втягивают в ловушку. Отношения между народами построены на борьбе против неких агрессивных действий со стороны государств, а нам предлагают от этих оценок отказаться и бороться против терроризма. Давайте бороться не с терроризмом, а с конкретными террористами. Когда же борются с терроризмом, тогда появляется соблазн объявлять врагов в лице народов и искать терроризм в Афганистане, Иране, Ираке, а потом в России и т. д.
Что же касается ксенофобии, то о ксенофобии кричат ксенофобы, которые не любят в России — русских, в Сербии — сербов. Мы боремся не против кого-то, а за русский народ, за русскую культуру, — потому, что мы русские патриоты. Мы — православные люди. Надо отстаивать эту позицию.
Я считаю, что встреча Патриарха Московского Алексия II с папой Римским нереальна. Потому что католики осуществляют против России на всех ее православных территориях экспансию — своего рода крестовый поход. Неужели мы должны при этом им что-то объяснять, когда они на нашей канонически православной, испокон веков русской территории создают свои новые епархии? По-моему, экуменизм — это грех соблазна во всем, в том числе и в делах веры. Во-первых, «очевидное» сегодня завтра может оказаться ложным. Во-вторых, там, где речь идет о вере, православный человек может, простить иудея, буддиста и т. д., но никогда не сможет принять его взглядов на Веру, на шкалу ценностей…
Сейчас весь православный мир встает против глобализма, кодирования, штрих-кодов, чипов. Что думает по этому поводу Госдума?
С.Н. Бабурин: Знаете, есть американский фильм «Матрица» — фантастический, о создании киборгов. Что означает виртуальный мир? Он для нас является предупреждением и предостережением. Нам говорят, что технический прогресс и штрих-коды упрощают жизнь, но мы не уверены, что последствия этого упрощения просчитаны, кроме того, кратчайший путь не всегда самый короткий. Поэтому я, например, разделяю и отстаиваю позицию партии национального возрождения «Народная Воля», которая требует, чтобы всем, кто отказывается брать ИНН и осуждает переход на штрих-коды, было гарантировано это право.
Мы сейчас много думаем над этим вопросом, ведем консультации с богословами, с паспортным контролем, визовой службой. И если альтернативное решение будет подготовлено, то осенью 2006 г. предложим свой проект. Давайте сообща решать проблему. В эпоху фискальных режимов есть опасность того, что сначала будут следить за тем, кто куда пошел и о чем подумал, а потом начнут классифицировать людей по правильности или неправильности их мышления.
Нам очень важно, чтобы сегодня в Госдуме законы, касающиеся человеческого бытия, преломлялись через духовное осмысление. Например, когда «Народная воля» внесла законопроект о возвращении России к юлианскому календарю (причем ученые подтвердили, что это самый верный календарь), то мы столкнулись с полным непониманием. Всем известно, что по православному (юлианскому) календарю нисходит на Пасху Благодатный огонь, — не на иудейскую, не на католическую, только на православную Пасху по юлианскому календарю. Каково же было мое изумление, когда партийцы Единой России сказали, что Бабурин нас тащит в дремучие, недопустимые ветхости.
И Вы знаете, в подтверждение нашей правоты раздался звонок на радио «Эхо Москвы», где у нас происходила встреча. Звонил молодой человек, который сказал, что он — еврей, и что Израиль был возрожден как государство именно сразу после того, как был восстановлен иудейский календарь. Почему для нас, русских, существуют какие-то сомнения? Мир не перевернулся от того, что в Израиле — иудейский календарь, в Китае — китайский.
И мы, все, кто сидели в студии, — и противники, и сторонники юлианского календаря — просто оторопели. Человек чуждой нам веры объяснил элементарные вещи. Пусть, в конце концов, в России Новый год будет после Рождества.
И как прискорбно видеть, что сидящие в Госдуме твои же соплеменники, называющие себя православными, говорят, что сейчас не время. Неужели нужно какое-то особое время, чтобы просто возродить православные традиции?
Большевики в 1918 г. отменили юлианский календарь росчерком пера, а вот вернуться к истинному календарю — «надо время». Правительство уже полгода делает заключение на наш законопроект. Полгода! Все сроки давно вышли. Почему? А что возразить-то? Они против?
Прежде всего, надо думать о благе своей нации, о своих близких, о благе своей страны. И тогда, может быть, грехи тебе простятся.
Беседовала Г. Симонова