«Пусть каждый, вступающий в священный храм литературы, скажет себе:
„Не хочу быть ярким электрическим фонарем на дверях кафешантана.
Я предпочитаю быть еле видной восковой свечкой перед алтарем моей святыни!“»<
Русский поэт и публицист Василий Львович Величко (1860 — 1903)
«Без царя в голове» — одно из ярких выражений русского языка, которое подразумевает мысль: зачем нужна голова, если в ней нет царя.
В истории русской культуры привлекает внимание одна особенность — отсутствие художественно разработанной и воплощенной «царской идеи».
Несмотря на то, что Россия тысячу лет жила с царем и в голове и в сердце, всегда была страной с монархическим принципом устроения власти, несмотря на то, что царь всегда оставался центром народной жизни, царем-батюшкой своего народа, — тем не менее много ли мы в найдем в русской литературе романов и повестей о русских царях? Где произведения, воплощающие и воспевающие Царя? Где стихи о русских государях? Одним словом, где художественный образ русского Государя в нашей литературе?
Конечно, можно найти несколько цитат у наших классиков, но в целом приходиться констатировать горькую правду: в русской литературе положительный образ царя и самой царской идеи остался практически невоплощенным. Скорее приходиться, вспоминать антиобразы. То, чем реально жил наш народ, классическая русская литература во многом просмотрела. Причин у этого явления много. Может быть, сказалось то, что русское царство стоит незыблемо и будет так стоять всегда. Оно не нуждается в художественном воплощении. Казалось, что ему отмерено время до конца света и еще будет возможность написать и осмыслить. Мы не ставим сейчас задачу ответить на этот непростой вопрос.
Тем более мы должны оценить подвиг тех поэтов, которые посвятили свой талант служению царской идее.
К этой немногочисленной, к сожалению, когорте русских поэтов и принадлежит
Лидия Кологривова — имя, в наше время совершенно забытое. Об этом с горечью пишет наша современница поэтесса Нина Карташева: «Увы! Знаем и учим Цветаеву и Ахматову, а величественную поэтессу Лидию Кологривову, урожденную княжну Ухтомскую, ее стихи были в гимназических учебниках, не знаем».
Она служила не музам, а русскому царю, поэтому мы вполне можем назвать ее лиру — царской. Формула «За веру, царя и отечество» — была ее поэтическим кредо.
Любовью к Родине горя,
Мы пламень заглушим раздора:
Сплотимся дружно вкруг Царя,
России в Нем Одном опора!
Пусть под его высокий стяг
Его приверженцы сойдутся,
И враг Царя им будет враг,
Пока сердца их жизнью бьются.
Железным сомкнутым кольцом,
Восстанем мы непобедимо, —
Лишь тесно слитая с Царем
Святая Русь неразделима.
Важно помнить, что для поэтессы Вера, Царь и Отечество были понятиями неразделимыми. Нужно также отметить, что в то время, когда были написаны эти строки, нужно было иметь немалое мужество, чтобы исповедать верность царю.
Для Лидии Кологривовой верность царю была естественным проявлением ее глубокой православности. Замечательно об этом сказал известный проповедник священномученик протоиерей Иоанна Восторгов: «…Слово (…) поэтессы, Лидии Александровны Кологривовой, всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Бесконечного. Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежит ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления».
Конечно, Лидия Кологривова не принадлежит к числу поэтов первого ряда, но ценность ее литературного наследия несомненна. Она сумела, как мало кто другой, передать особую атмосферу своей эпохи, когда революционный пафос ниспровержения основ соседствовал с самыми искренними и горячими верноподданническими чувствами. И если о первых советская литературная наука не оставила нас в неведении, то вторые, не менее яркие и массовые, были полностью вычеркнуты из русской культуры и истории.
И мы должны понимать: если бы было больше таких поэтов как Кологривова, или если бы русские поэты больше воспевали бы царя, то может, и не произошло бы страшной катастрофы в России в 1917 г.