Нескучный сад | Татьяна Шишова | 22.08.2006 |
«Все вокруг мое!»
Вряд ли кого шокирует малыш полутора-двух лет, который, уходя с прогулки, прихватил с собой чужую игрушку. Почему? Потому что каждому взрослому понятно, что в этом возрасте ребенок не способен разделять вещи на «свои» и «чужие». Проблема отношения к деньгам — это более узкий аспект проблемы отношения к собственности. В каком возрасте у ребенка появляется о ней осознанное представление? Считается, что на «мое» и «чужое» ребенок начинает делить вещи после трех лет, когда у него появляется самосознание. Значит, и об отношении ребенка к деньгам мы можем говорить начиная с трехлетнего возраста.Одним из первых сигналов того, что ребенок «познакомился» с деньгами, бывает воровство. При этом родители реагируют по-разному, когда узнают, что их ребенок взял чужое. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), другие, наоборот, строго наказывают. Кто прав? Здесь важно помнить, что расценить свой поступок как грех может не всякий ребенок. Есть дети, которые в 7−8 лет искренне не понимают, что делают плохо, присваивая себе чужую вещь. И наоборот, часто 4−5-летние дети, совершая кражу, прекрасно осознают, что делают неправильно. Но реакцию родителей способен понять даже самый маленький. Поэтому очень важно дать ребенку понять, как вас это огорчает.
Психолог Татьяна ШИШОВА: — Формировать понятие о том, что свое, а что чужое, нужно с раннего возраста. Родители не случайно говорят: нельзя, не бери, отдай, это не твое. Недостаточно твердая позиция родителей в отношении «своего-чужого» часто приводит к повторному воровству. Необходимо вывести воровство в разряд максимально отрицательных поступков, донести до ребенка, что это большой грех. Очень часто дети воруют именно в тех семьях, где слишком либеральные отношения между детьми и родителями.
Одним из основных признаков того, что ребенок осознает неправильность, греховность своего поступка, является попытка скрыть этот факт, спрятать улики. Если это происходит, значит, ребенку стыдно и он готов к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Практика показывает, что большинство детей способны на это уже с четырехлетнего возраста.
Если это произошло в первый раз, то нужно спокойно все объяснить. Если ребенок маленький, то можно на первый раз не наказывать. А если повторяется, то наказать очень строго. И не бояться произнести слово «вор», быть честным с ребенком. В данном случае чем больше сходит с рук в детстве, тем тяжелее бороться с грехом воровства потом. Тем более это касается подростков. Конечно, всегда нужно попробовать разобраться в причинах, по которым ребенок совершил кражу. Это могут быть неблагополучные отношения в семье, ревность, своеволие, тяга к нарушению норм (особенно в либеральных семьях). В подростковом возрасте больше соблазнов, желаний, которые далеко не всегда могут быть выполнены родителями. Правда, страх того, что ребенок может начать воровать, если не удовлетворять его желания, не является основанием для уступок. Если в ребенке воспитан страх Божий, то он не будет воровать, даже если не получает того, чего хочет. В любом случае, воровство — проблема, которую нельзя «замолчать», пустить на самотек.
Очень полезно вместе вернуть украденную вещь. А если ребенок достаточно взрослый, то он может вернуть ее сам. Вспомните рассказ Носова «Огурцы». Мама не стала с мальчиком сюсюкать, а твердо сказала ему, что он должен вернуть украденное, невзирая на последствия (если вы помните, мальчик боялся, что сторож может его убить, а мама сказала ему, что пусть лучше у нее не будет сына, чем будет сын-вор). Нужно максимально закрепить первый раз, чтобы ребенок его запомнил. Дать ему пережить муки совести, страх, стыд.
Карманные деньги — зло или благо?
«Я лично у родителей деньги таскала, когда была подростком, — призналась одна из опрошенных нами мам. — Стыдно, но факт остается фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так — мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос о том, надо ли давать ребенку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встает перед родителями.Если ребенок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребенок не говорит зачем. С другой стороны, все время отказывать — тоже не выход, вспомним признание в воровстве.
Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даем 12-летней дочери 100 рублей в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование — не в счет. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Свечи в храме дочь покупает из той же суммы». Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно. Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».
Психолог Татьяна ШИШОВА:— Давать или не давать деньги — зависит от возраста ребенка. Дошкольнику — точно не стоит. Если ребенку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребенка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.
Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старше-классника первая работа — один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учебе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.
Мы бедные?
Конечно, у каждой семьи свои финансовые возможности. Должен ли ребенок знать степень материального благополучия родителей? Должен ли он участвовать в обсуждении денежных вопросов? Начиная с определенного возраста детей явно волнует количество денег в семье. Общее мнение родителей: лучше отвечать им прямо и открыто. «На вопросы, почему не покупаем что-то дорогостоящее или много безделушек, отвечаем честно. А чтобы не было обидно, стараемся раз в неделю во время похода в магазин покупать детям то, что они хотят — сладости, небольшие игрушки, шарики, мыльные пузыри, канцтовары». Многие родители считают важным, чтобы дети знали, сколько стоят продукты, ходили в магазин самостоятельно. И вспоминают, как они ходили в магазины в детстве с мамой, обсуждали вместе, что купить, что важнее в данный момент, и это помогло им во взрослой жизни. «В восемь лет я сам ходил в магазин, покупал картошку, овощи. Знал, что чего стоит. Если бы за меня это делали отец и мать, я бы не стал этим заниматься ни в 15, ни в 20 лет», — сказал нам один папа.А вот пример, показывающий, что неразумная экономия в семье порождает «скупых рыцарей»: «Меня приучили, что деньги тратить — это зло. Вот я их и не трачу. Коплю, инвестирую, боюсь, что, потратив какой-нибудь лишний рубль, я обанкрочусь. Чувствую, что пределов моей жадности сейчас уже нет. И это проблема».
Психолог Татьяна ШИШОВА:— Если ребенок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Но это неправда, ребенок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несет, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может.
Лучше не впадать в крайности в отношении денег. Излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Но также вредно ребенку вести себя как маленький Крез, который похваляется перед сверстниками толщиной своего кошелька. Разумный подход — по мере взросления ребенка вводить его в курс экономической жизни семьи.
«Вынес мусор — 10 рублей, позвонил бабушке — 15»
«Вспоминаю случай из своей школьной практики.В пятом классе был мальчик, который старался как можно больше отвечать, а после урока спрашивал: „Я заслужил оценку?“ И если я оценку не ставила, начинал уговаривать: „Ну хотя бы четверочку“. Оценку обязательно нужно было поставить в дневник. Однажды, когда я отказалась поставить ему оценку, он с неподдельным огорчением сказал: „Но папа ведь дает мне за хорошие оценки деньги!“»
Некоторые родители, начав денежно поощрять детей, потом жалуются, что ребенок согласен «работать» — учиться, помогать по дому — только за деньги. Но, оказывается, далеко не все дети идут на такой «бартер». «В детстве я была отличницей, но у меня сильно хромало поведение. „Удовлетворительно“ мне ставили только из милости. И вот мои родители решили меня купить. Мне было объявлено, что за хорошее поведение (а оценку за поведение, если вы помните, ставили в дневник в конце недели) я буду получать некоторую сумму. Я согласилась, была полна решимости „подзаработать“, но хватило меня примерно недели на две. Я выбрала „свободу“».
Большинство считает, что не стоит премировать ребенка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. «Хорошее поведение подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наше общее гнездышко, и мы трудимся на себя».
В то же время поощрение деньгами за хорошую учебу не воспринимается многими родителями однозначно как зло: «В обществе человек получает деньги за труд. Мой ребенок учится в сильной школе, это дается ему непросто. Когда результат того стоит, я его поощряю, насколько позволяют финансы».
Психолог Татьяна ШИШОВА:За учебу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребенок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.
А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наемный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь — основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок. У детей формируется потребительское отношение к родителям.
Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдем с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».
Кому нужна копилка?
«…Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную < > Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой…» Узнаете героя? Это Павлуша Чичиков.«Моя старшая дочь (7 лет) воспринимает копилку как одну из игрушек. Сколько в ней денег, ее не волнует, интересен сам факт опускания денежки в копилку. Ведь до определенного возраста ребенок не осознает истинной ценности денег, для него что 50 копеек, что 50 рублей — просто денежка. Когда дочка слышит, что кто-то из нас говорит по какому-либо поводу „где же взять денег?“, она с готовностью предлагает: „Возьмите из моей копилки“».
Многие родители отрицательно относятся к копилке, считая, что она может развить у ребенка страсть сребролюбия: «Старшей дочери в шесть лет подарили на день рождения копилку, и она стала выпрашивать для нее денег. Деньги мы ей регулярно давали, но я стал подговаривать дочь купить на накопленное подарок маме к какому-то празднику. Идея была принята с энтузиазмом, но интерес к копилке упал до нуля (что доказывает эгоистическую природу „копилкомании“)». Другие считают, что вреда от копилки не будет, особенно если ребенок хочет накопить на что-то хорошее, сделать подарок. Есть мнение, что копилка даже может помочь воспитать уважение к деньгам: «Я собирала по всему дому мелочь и складывала ее туда. Родители это всячески поощряли, таким образом воспитывая уважение к деньгам, даже маленьким».
Психолог Татьяна ШИШОВА: Если ребенок склонен к жадности, ему не нужны никакие копилки, наоборот, нужно учить его делиться. Если ребенок склонен к мотовству — тогда можно разрешить ему откладывать деньги. Но для чего и из каких источников? Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить ее в копилку, это постепенно может привести к воровству.
Контролировать, как ребенок тратит деньги, обязательно нужно. Следует следить за тем, чтобы ребенок не купил себе что-то вредное для души, например, агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.
КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА
Протоиерей Алексий Уминский, духовник Свято-Владимирской гимнази и:— Для ребенка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей — научить ребенка этой свободой пользоваться. Небольшие суммы можно давать детям с того возраста, когда они могут уже самостоятельно пере- двигаться по городу, когда родители их отпускают одних в магазин, на прогулку, то есть когда они способны на самостоятельные поступки.
Иногда деньги детям дают не только родители, например, дарят родственники на день рождения, и бывает, у ребенка скапливается относительно большая сумма. У нас в семье мы у детей занимали деньги на что-то необходимое, например, не хватает рублей двести, чтобы что-то срочно купить. И дети с большим удовольствием нам дают деньги, понимая, что они, как взрослые, могут оказать семье материальную поддержку, чувствуют свое участие в семейном бюджете. Или, например, когда в храме проходит сбор средств на что-то, дети жертвуют из своих денег, и им очень важно, что они могут сделать это от себя.
Подготовили Анна КУРСКАЯ,
Елизавета ПРАВИКОВА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=22§ion=10 005&article=475