Для многих незашоренных комментаторов совершенно очевидно, что нынешний глобальный кризис имеет не только экономическое, но и ментально-нравственное измерение, говорится в статье, опубликованной на портале КМ.Ru. Слегка перефразируя высказывание одного известного литературного персонажа, можно сказать, что «кризис — не на фондовых рынках, а в головах», т. е. в мыслительном аппарате тех людей, которые в погоне за материальными благами забыли об исконных человеческих ценностях. И к гражданам России это наблюдение относится не в последнюю очередь. Не секрет, что в условиях современного общества состояние умов в первую очередь определяется теми потоками социальной информации, которую потребляют люди через многочисленные каналы коммуникации. А с точки зрения охвата и масштаба воздействия среди последних, безусловно, доминируют электронные СМИ и в первую очередь — телевидение.
Здоровые силы нашего общества вполне осознают скрытую опасность ситуации, когда рекламщики и медиаструктуры начинают сводить все содержание телевизионных программ к удовлетворению самых примитивных инстинктов среднестатистического потребителя информации, отмечает КМ.Ru. Наиболее активную позицию в этом вопросе занимает Русская Православная Церковь. Представители православного духовенства не согласны с распространенной точкой зрения, что чуть ли не все граждане России довольны тем, что показывают по телевизору. Напротив, вместо сцен насилия и разврата люди хотят умного и нравственного телевидения, утверждают священнослужители.
«Можно доверять или не доверять опросам, но я из своего опыта знаю, что отношение нашего народа к телевидению — вовсе не столь положительное, как это пытается изображать наша медиаэлита. Люди устали от пустых развлечений, от сцен насилия и разврата. Им хочется умного и нравственного телевидения, побуждающего думать и действовать, делать жизнь лучше», — заявил Интерфаксу глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя
итоги опроса, проведенного исследовательской группой «Циркон», согласно которому 65,2% респондентов стремятся избегать просмотра телевизионных передач и фильмов со сценами ужасов и насилия. Он, в частности, заявил, что отечественная телеиндустрия переживает период стагнации. Кстати говоря, согласно опросу, почти 70% граждан России одобряют создание на российском телевидении общественного совета по нравственности. Передачи и фильмы со сценами эротического и сексуального характера стараются не смотреть более 55% опрошенных.
Своим мнением по поводу государственного регулирования информационного пространства в эксклюзивном интервью KM.Ru поделился известный историк и публицист, главный редактор журнала «Имперское возрождение» Михаил Смолин. «В любом случае, общество должно контролировать информационное пространство. В том случае, если оно, конечно, ставит перед собой цель обеспечить собственную безопасность и выживание. Другое дело, что осуществлять такой контроль общество должно посредством государственных институтов. Потому что когда речь заходит о гражданском обществе как о некоей либеральной догме, то контроль с его стороны достаточно проблематичен. Во-первых, у нас нет развитого гражданского общества. Кроме того, либерализм в нашей стране не является популярной идеологией. В нашем обществе есть только два института, которым оно могло бы доверить контроль над обеспечением собственной информационной безопасности. Это государство и Церковь», — отметил эксперт.
«Последняя может следить за соблюдением нравственной компоненты информационного пространства, а государство — за соблюдением соответствующих законов. Конечно, либеральная часть общественности тут же возопит о недопустимости вмешательства в столь деликатную и частную, как они считают, сферу. Но не думаю, что такая точка зрения получит поддержку среди широких социальных слоев. Пусть либералы отработают свои гранты по этой проблеме. Ничего страшного не будет. У них — своя работа, а у общества есть свои потребности», — подчеркнул Михаил Смолин.
Русская линия