Православная газета г. Екатеринбург | 22.08.2006 |
По Вознесении Христа апостолы, после общей молитвы, выбрали двух учеников, свидетелей земной жизни Господа от Его Крещения до Вознесения, и бросили жребий. Жребий указал на Матфия, и он был причислен к лику двенадцати апостолов вместо Иуды Искариота.
Святой Матфий проповедовал Евангелие в Иудее и Эфиопии. Обратив многих ко Христу и много пострадав за веру Христову, святой апостол принял мученическую смерть в Иерусалиме: его побили камнями.
Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, одобренное и апостолами и верующими, и оправдание этого избрания всей дальнейшей жизнью святого Матфия напоминает нам о той истине, что «жребием владеет Бог». И это подтверждается многими библейскими примерами.
Послал однажды Господь пророка Иону на проповедь в Ниневию. Иона уклонился от такого трудного дела и бежал от лица Господня в Фарсис. И вот когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг сильную бурю; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему богу, но буря не утихала. И тогда бывшие на корабле сказали друг другу: «пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» (Ион. 1,7). И жребий пал на Иону. Все понял святой пророк и посоветовал корабельщикам бросить его в море, что те и сделали. Как мы знаем, Иона Промыслом Божиим был сохранен невредимым в чреве кита и выброшен через три дня на берег морской, после чего отправился проповедовать в Ниневию.
А вот еще один случай участия Промысла Божия в жребии. Когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство, народ еврейский еще об этом не знал. Пророк Самуил созвал старейшин народа и предложил им избрать достойнейшего человека в цари, кого укажет Сам Бог через жребий. Собрались евреи по коленам своим и стали тянуть жребий. «И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов…» (1 Цар. 10, 20 — 21). Таким образом, три раза вынимали жребий — и каждый раз невидимая сила Божия, владеющая жребием и располагающая судьбой человека, направляла жребий к достижению заранее предопределенной цели, к избранию того человека, которого избрал Бог. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18,27).
Каждому человеку Богом предопределен его жребий, и поэтому разумно с нашей стороны всецело положиться на премудрую и всеблагую волю Его и не роптать: ведь не слепая судьба, не простой случай управляет нашей жизнью, а Промысел Божий, без которого ни один волос не упадет с нашей головы, и который знает, что для нас действительно полезно и нужно.