Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Григорий Героев22.08.2006 

Россия без книг

«Россия без книг», под таким названием 15 августа прошел в Москве круглый стол, посвященный основным тенденциям на книгоиздательском рынке и выявлению проблемы падения интереса населения к чтению. За круглым столом собрались издатели, социологи, писатель, деятели сферы культуры и образования.

Участники круглого стола отметили, что развитие чтения и грамотности — должно быть приоритетной задачей России. Уровень грамотности населения очень тесно взаимосвязан и влияет на большинство факторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности страны. Сегодня население России имеет низкий уровень грамотности. Об этом свидетельствуют, например, наблюдения иностранцев. Если раньше, отмечают они, имело место поголовное чтение, например в метро, то теперь, все больше людей предпочитают слушать музыку, листать рекламные проспекты, или вообще — пить пиво.

Проблемы чтения и грамотности в России необходимо решать. По уровню чтения РФ отстает от развитых стран, что вызвано нехваткой качественной литературы, каналов доставки и системы информирования о книгах и другой печатной продукции. Проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран. И этому вопросу уделяется очень большое внимание. В России же, напротив, книгоиздатели предоставлены сами себе и руководствуются скорее вопросами финансовыми, чем решением проблемы повышения чтения и грамотности в России. Они с большим желанием берутся за выгодные коммерческие проекты, чем за малоприбыльные образовательные.

Участникам круглого стола были представлены социологические исследования, предложенные Ириной Палиловой, представителем аналитического центра «Левада-Центр». С 2003 года, согласно этим исследованиям, к 2005−2006 годам происходит постоянное снижение читающих, в том числе и тех, кто постоянно читает газеты и журналы. По данным социологов 37% россиян вообще не читают, 40% - от случая к случаю, и лишь 23% читают постоянно. Самыми читающими признаны люди в возрасте 35−40 лет (т.е. это те, которые запомнились иностранцам при их первых посещениях нашей страны), со средним или высшим образованием, преимущественно жители больших городов. Те, кто читает время от времени, в основном моложе. Среди этих людей школьники старших классов и студенты. Читают они преимущественно по необходимости, т. е. литературу, необходимую по программе обучения. И в последнюю группу, не читающую ничего, вошли люди, проживающих преимущественно в мелких городах и селах, возрастом старше 50 лет и с образованием ниже среднего.

Конечно, доля постоянно читающих людей традиционно велика. Преимущественно это представители интеллектуального труда. Но качество литературы, поглощаемой этими людьми, год от года становится хуже. Первенство здесь занимают женский детектив, женская проза и российский боевик. Вдобавок ко всему эта литература выпускается в форме маленьких книжек, которые очень удобны для переноски в сумке или кармане и чтения в транспорте. Молодежь предпочитает фентези и фантастику, а представители старшего поколения — советские романы.

Так же социолог отметил, что более активными читателями являются женщины.

Увеличение интереса к чтению, а, следовательно, и повышение грамотности населения должно достигаться комплексными мерами. Особенно среди детей и подростков. Необходимо развивать каналы распространения хороших книг в регионах, снабжать качественной литературой, за счет государства, региональные библиотеки, особенно школьные, стимулировать и поддерживать российских авторов.

Развитие чтения в РФ участниками круглого стола было отнесено к приоритетному проекту в области культуры. Меры, которые были предложены для реализации этого проекта, легко осуществимы, и не требуют больших финансовых вложений. Например, организация встреч авторов с населением.

Подобные мероприятия не новы и уже давно проходят в Москве. Громадный опыт в проведении подобных встреч уже имеется у отечественных писателей фантастов, которые ежемесячно собираются в Центральном доме литераторов. Они обсуждают новинки книжного рынка, устраивают встречи читателей с популярными авторами фантастами, привлекают молодежь к своей деятельности.

Подобные мероприятия могут быть и выездными, с проведением ярмарок и фестивалей. И очень нужно привлекать к этому детей, чтобы они полюбили читать. Для них очень важно почувствовать в таких мероприятиях игру, участие в которой они могут принять. Побыть персонажем из книги, добиться справедливости, победить зло. Фестивали по книгам и ярмаркам с театрализованными представлениями намного лучше занудного школьного чтения, которое насильно проводится некомпетентными учителями.

Так же немаловажную роль играет экономическая стимуляция. Выдача бесплатных книг, регулярное обновление библиотек, для общего пользования, распространение купонов на приобретение книг со скидкой и т. д.

Если сейчас будут решены ряд проблем, стоящих на пути повышения грамотности, то через 8−10 лет, в стране появится новое поколение, которое будет представлять Россию и россиян в мире как высокоинтеллектуальное общество. Что, несомненно, поднимет авторитет страны и вызовет искреннее уважение со стороны мировой общественности.

Но не следует забывать, что решение этой проблемы может быть только при системном подходе со стороны государства, общества и бизнеса.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=26 745&sq=19&crypt=


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика