Русская линия
Русская линия16.07.2009 

«Для Церкви не существует границ политических»
Известные священнослужители рассуждают о смысле понятия «русский мир»

Софийский собор в Киеве Святейший Патриарх Кирилл ввел в оборот и постоянно использует в своих выступлениях понятие «русский мир», объединяющее Россию, Украину и Белоруссию (а также зарубежных соотечественников), и подчеркнул, что Русская Церковь — это Церковь всего русского мира, а не только России в ее нынешних границах, сообщает Regions.Ru. А протодиакон Андрей Кураев свое недавнее выступление перед байкерами в Севастополе закончил словами: «Моя светлая Русь, не сдавай Севастополь! Не сдавай своих детей!» Тем, кто поспешил обвинить его в «русском нацизме», он ответил так: «Мне больно видеть разорванной мою Родину. В понимании миллионов людей по обе стороны границы эта идиотская линия прошла через их семьи и сердца. И никто не имеет власти над моей совестью и любовью. Никто не понудит меня считать Украину чужбиной. А тех, кто учит украинцев ненавидеть Россию, я считаю подонками».

«Как вы думаете, в каком смысле Россия может „не сдавать“ Севастополь? Имеет ли для вас смысл понятие „русского мира“? Можно ли что-нибудь сделать, чтобы оно наполнилось реальным содержанием?» — с такими вопросами обратился корреспондент Regions.Ru к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает само словосочетание «русский нацизм» оскорблением русского народа. «Это глумление над нашим патриотизмом и нашей историей. Национальное унижение русского народа идет с 1917 года. В свое время Бухарин, задав вопрос: „Кто главный враг советский власти?“ — сам на него ответил: „Русский великодержавный шовинизм“, то есть то, что называется патриотизмом. Сейчас большевистское „великорусский шовинизм“ заменили модным обвинением в нацизме», — сказал он.

«Русскому народу поручена великая миссия хранить Православие, хранить свое единство и преодолевать ненавистную Богу и людям рознь мира сего, которую сеют те, кого отец Андрей совершенно справедливо назвал подонками. Эта пропаганда, к сожалению, часто работает не потому, что люди плохие, а потому, что люди не знают истории. Я бы многим посоветовал перечесть со вниманием замечательную повесть Николая Васильевича Гоголя „Тарас Бульба“, где он как раз говорит о том, что такое „Земля Русская“ и о русском патриотизме», — заявил священник.

«Севастополь — это русский город. Он освящен кровью героической обороны Севастополя в Крымскую войну и героической обороной в Великую Отечественную. Конечно, отдавать Севастополь — это резать по живому, тут отец Андрей совершенно прав», — отметил отец Александр.

«Нам надо решить, кто нам близок: такие люди, как Корнилов, Ушаков, Суворов, Тарас Бульба, наконец, — или те, имя кому легион. Нужно искать правды, опираться на лучшие достижения, которая накопила наша история и чувствовать причастность к великому народу. На вопрос: „Зачем берет в руки оружие православный воин?“ — обычно отвечают: „Чтобы защитить“. Но этот ответ неполный: воин берет в руки оружие, чтобы победить. Так вот, мы должны быть победителями, но побеждать мы должны зло — благородством, великодушием, решительностью, знанием и любовью к своей великой стране, к ее великой истории, к ее великим людям», — заключил он.

Иерей Андрей ПостернакДиректор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак, в свою очередь, признал, что многие действия украинских властей иначе как русофобскими не назовешь. «Когда улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра, называют именем предателя Мазепы, когда как главное событие украинской истории подается „устроенный москалями голодомор“ — это, вне всякого сомнения, разжигание русофобских настроений. Другое дело, что это в значительной мере результат упущений со стороны России, — нельзя только Украину в этом упрекать. После распада Советского Союза, к сожалению, мы Украину потеряли: у нас просто никогда не было в отношении нее внятной политики», — сказал он.

«Действительно, у нормального русского язык не повернется назвать Киев или Севастополь чужими, иностранными городами. С другой стороны, сегодня Украина на самом деле другое, отдельное государство. Сегодня требования вернуть Севастополь стали бы очередным поводом для разжигания национальных и политических страстей, и я не знаю, насколько это было бы правильно», — добавил священник.

«Но совсем другое дело — вопрос религиозный, вопрос церковный. Для Церкви не существует границ политических. Святейший абсолютно прав — несмотря на политическую рознь, единство Русской Церкви сохраняется на всем постсоветском пространстве. „Русский мир“ в этом отношении сохранит свое единство несмотря ни на что, потому что „ненавистная рознь мира сего“ побеждается единой верой», — заключил он.
Русская линия

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика