Русский дом | Светлана Колычева | 22.08.2006 |
По благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия и разрешению местных властей в лице губернатора Омской области Л.К. Полежаева, наконец-то были начаты археологические работы на месте бывшего Успенского кафедрального собора, взорванного большевиками в 1935 году.
В первые же дни под руинами собора была найдена тайная комната для отпевания священнослужителей, которой не было даже на старых архивных чертежах.
Пристальный взгляд археологов привлекла трещина, рассекающая угол бетонного пола по диагонали, а приглядевшись, они увидели едва заметный шов в самом полу, как бы очерчивающий прямоугольную заплатку в виде плиты. А когда её приподняли, под ней оказался тайный склеп, залитый водой. И когда археологи разглядывали гробницу, на поверхность, среди мусора, всплыла небольшая икона, на одной из сторон которой, сильно пострадавшей от влаги, виднелись с трудом угадывающиеся очертания Богородицы и Младенца Иисуса, а на другой, чётко проступала надпись, сделанная химическим карандашом:
«Дорогому Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. 16 июля 1914 года».
Это была Черниговская икона Божией Матери, подаренная владыке его полтавскими прихожанами.
Когда из гробницы стали откачивать воду, то на торцовой части показался крест, впаянный в стену, а над ним — другая икона. Она прекрасно сохранилась и была совсем небольшой, выполненной эмалью на металлической пластине. Это была Киево-Братская икона Божией Матери. Мы знаем, что архиепископ Сильвестр был родом из тех мест, окончил Киевскую Духовную семинарию и академию.
Стало очевидно, что это склеп православного священнослужителя. Когда же вода была полностью откачана, перед археологами предстал гроб, который также пострадал от нескольких взрывов. Крышка была проломлена, вовнутрь проникла вода.
21 июля археологи посвятили таинственному священному захоронению. Самый главный археолог, директор музея Игорь Евгеньевич Скандаков, сам тщательнейшим образом извлекал останки костей и полуистлевших фрагментов одежды, которые смешались и были под проломленной крышкой гроба вперемешку с землей, песком, камнями и строительным мусором. Час за часом продолжалась скрупулезная работа и лишь поздним вечером опустевший гроб был поднят наверх, а останки переданы на исследование судебно-медицинской экспертизе.
22 июля пришло распоряжение: гроб поместить в специально привезённый железный контейнер.
Во гробе были найдены два гвоздя, орудие пыток, и шомпол от винтовки. Эти предметы, как живые факты жизни и мученической смерти святителя, еще раз подтверждали подлинность его жития, где сказано, что его приколотили к полу гвоздями, распяв как Христа, и, долго издеваясь, проткнули сердце раскалённым докрасна шомполом.
В гробу также были найдены донышко от лампадки и фрагменты кожаной обуви, небольшой гранённый стаканчик с волосами, аккуратно завёрнутыми в лоскут ткани, видимо, хранимые убиенным в своей келье со времён пострига в монахи. Там же была найдена чернильница и остро отточенный карандаш, колпачком которому служила гильза от трехлинейки — винтовки гражданской войны. Мы знаем, что Сильвестр всю свою жизнь преподавал в школах и был наставником для сельских педагогов, был назначен главой сибирских семинарий и писал богословские труды. Из его жития известно, что в 1918 году в Томске состоялось Соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Высшее временное церковное управление, главой которого был избран высокопреосвященный Сильвестр.
В гробу был найден параман, который представляет собой плат из ткани квадратной формы.
Он чудом хорошо сохранился, можно было различить все знаки и символы, вышитые на нём шелковой нитью. А по краям его чётко прочитывались клятвенные слова, олицетворяющие готовность к мученическому подвигу за веру во Христа:
«Азъ язвы Господа Моего Иисуса Христа на теле моем ношу».
Так же были найдены остатки архиерейского облачения: куски саккоса, камилавки и омофора.
Земля из гроба была аккуратно перемещена в два больших, специально сколоченных ящика, из которых эксперты, тщательно перебирая каждый комочек, извлекали оставшиеся осколки косточек, фрагменты одежды, многочисленную стружку, которой было выложено днище гроба, попадались украшения священнического облачения.
Владыка Феодосий сказал, что если это действительно мощи священномученика Сильвестра, то должен быть найден архиерейский коврик — орлец, на котором могут служить только архиереи.
И 23 июля были найдены орлец и архиерейский пояс, расшитый шёлком, а позже нашли поручи. Когда орлец тщательно отмыли, глазам археологов предстал орёл, парящий над городом, что является символом духовной власти над вверенной епархией. Орлец стал главным доказательством архиерейского захоронения. Символично и то, что он был с трёх сторон прижат крышкой гроба так, чтобы и лёжа, ноги владыки опирались на этот символ власти.
25 июля митрополит Феодосий произнёс: «Нет сомнений в том, что это захоронение святого Сильвестра! Ибо уже „вложили персты в ребра Его“ и даже Фома Неверующий уже бы поверил!».
Вскоре и судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что останки принадлежат человеку, умершему насильственной смертью: ему проткнули грудную кость острым предметом, штыком от винтовки или шомполом, в возрасте 50−60 лет. Святитель Сильвестр был замучен, когда ему было 59 лет.
В 1999 году митрополит Омский и Тарский Феодосий, начав служить у поклонного креста акафист священномученику Сильвестру, сказал:
«Верую, что Господь благословит, и в своё время будут обретены мощи Святого Сильвестра. Оставляю это на Божие произволение».
И его молитвы были услышаны, священные руины открыли тайну захоронения первого омского святого.
Воистину, Божие произволение сопутствует делам праведным!
Многие спрашивали в те дни, происходят ли чудеса у мощей? Одна прихожанка поведала, что голос во сне ей сказал: «Ныне приблизилось лето Господне, пора собирать камни"… И она пришла к руинам собора, собирать камни.
А однажды появилась странная гостья. Необыкновенно подвижная старушка чудом проникла на территорию раскопок, которая охранялась многочисленными милиционерами. Она то падала на колени, то молилась, крестясь, и, наконец, попросила дать ей землицы из могилы. Позже выяснилось, что это — Вера Александровна Перлашкевич, и этот собор ей дорог, как никому другому. Она поведала нам необыкновенную историю.
Оказывается, она сама родилась в этом храме, в подвальном помещении, под его трапезной. Её бабушка работала в храме, была поваром в трапезной. «Вот теперь-то и умирать не жалко, раз довелось при жизни такое чудо увидеть, собор раскопали и с самим Сильвестром встретилась!», — говорила она.
И ещё в те дни над развалинами было невероятной теплоты и силы благоухание!
Этот благостный запах был такой силы, что многие проходившие по ту сторону забора, ограждающего раскопки, останавливаясь, спрашивали: почему здесь пахнет свежей выпечкой?! И действительно, запах был очень густой, насыщенный, он напоминал больше всего запах пасхальной выпечки. И когда поклонный крест, у которого молились 6 лет, перенесли в другое место и поставили в стороне от раскопок, чтобы там совершать ежедневные богослужения, к нему сразу же откуда-то с небес прилетел и опустился белый голубь, как знамение свыше, как указание на то, что Божие произволение сопутствует работам и сам Дух Святой отмечает, что дела эти праведны и богоугодны.
В те дни стали происходить и первые исцеления. И стали стекаться сюда люди из окрестных сёл и деревень. Кто-то просто плакал, кто-то молился, многие просили святых кирпичей для дома, монастыря и для строительства новой часовни, очень многие предлагали свою бескорыстную помощь в разборах развалин.
Так священномученник Сильвестр собрал вокруг себя благочестивых и бессребреников.
И гробница стала отдавать последние находки.
Была найдена серебряная цепь, расколотая посредине, наперсный кипарисовый крест филигранной работы. Этот крест был найден только 27 июля, вечером, накануне дня памяти крестителя всея Руси — равноап. князя Владимира. И в этом тоже был Божий Промысл. Крест высотой 15 см сохранился лучше всех святынь! Благодаря особой прочности кипариса сохранилась поразительная чёткость изображённых на нём символов.
14 октября в День Покрова Пресвятой Богородицы состоялась закладка фундамента нового Успенского Собора в Омске. Из Никольского Казачьего Собора величественно вышел Крестный ход во главе с митрополитом Омским и Тарским Феодосием, священнослужители бережно несли драгоценный ковчежец со святыми мощами святителя Сильвестра. У места раскопок Крестный ход встречало множество народа. Невольно всем думалось о том, что вот уже 100 лет так вместе, всем миром и всем народом не собирались на соборной площади.
Накануне был установлен закладной камень, изготовленный в виде символического престола, украшенного классическими архитектурными элементами. Митрополит Феодосий отслужил молебен и совершил чин освящения. Накануне этого события омичи стали свидетелями чуда: небо распахнуло свои объятия в честь вселенской радости, показав всем знамение небесное. Над раскопками появился на небосклоне Андреевский крест, как благословение свыше.
Всем, кто хочет помочь в восстановлении Омского Успенского кафедрального собора, сообщаем наши реквизиты:
р/с 40 703 810 200 000 053 248
ИНН/КПП 5 503 091 557/550301001
БИК 45 209 751, к/с 30 101 810 000 000 000 000
Получатель: Фонд воссоздания памятника истории и культуры Омской области Успенского кафедрального собора. Банк получателя ОАО Омскпромстройбанк