Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииСвященник Димитрий Самарцев21.08.2006 

10 Неделя по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока. (Матф.17, 14−23) «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков.

Иногда, господствующий над таким человеком демон, видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великим трудностями. Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с бесновавшимся отроком.

О Евангельском чтении рассказывает священник Димитрий Самарцев, благочинный Плюсского благочиния:

«Воскресное Евангелие от Матфея читается в Успенский пост, 20 августа после Великого праздника Преображение Господне. Рассказывается в нем следующее: после того, как Господь с тремя ближайшими к нему Апостолами находился на горе Преображения, к Нему подошел отец бесноватого отрока, так как тот беснуется в новолуние и тяжело страдает, бросается в огонь и в воду, и просил изгнать из его сына злого духа. Отец отрока говорит, что „приводил его к ученикам Твоим и они не могли исцелить“.

На что Господь отвечает: „о, род неверный и развращенный!“ и, приказав привести отрока, „запретил ему Иисус и бес вышел из отрока тот час“.

Когда потом ученики спросили Иисуса наедине: „почему мы не могли изгнать его?“, Господь ответил им: „по неверию вашему, ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажите горе сей „перейди отсюда туда“ она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом“.

Почему Апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? До сошествия Духа Святаго Апостолы были как дети, и печалились, когда Господь говорил, что Ему придется покинуть их. Из чего видно, что они еще не понимали, что значит вера, пост и молитва, и потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем, всем указывая на этот путь, как на единственный спасительный.

Когда Господь послал им Духа Святаго, тогда они могли выходить против духов злобы поднебесных, перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ и что могли бы выбить из-под их ног: „Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных“ (к Ефес. 6, 11−12).

„Мы безумны Христа ради, мы немощны, мы в безчестии, даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся и трудимся, работая своими руками; злословят нас — мы благословляем, гонят нас — мы терпим, хулят нас — мы молим, мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне“ — в этих апостольских словах из Первого послания к коринфянам и заключается весь пост. Истинный пост есть отвержение власти мира над собой, это есть истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу, и истинная вера, от которой рождается то, и другое.

Господь очень много говорил о Царствии Небесном и до Преображения и после. Первая Его проповедь была о том, что Царство Небесное приблизилось, Он говорил, что Царствие Небесное надо искать прежде всего. Но вот пришло время, и Господь сказал ученикам: „истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. По прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую одних, и преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, одежды сделались белыми как снег“. И явились Моисей и Илия с Ним беседовать. В момент Преображения Господа нашего Иисуса Христа здесь на земле ученики увидят Царство Небесное, пророков Моисея и Илии нет на земле, но они говорят с Господом о сегодняшних и завтрашних делах, об исходе Его, о том, что Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

Они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось, чтобы никогда не покидать этой дивной горы. В Евангелии сказано про учеников Христовых, которые от восторга только и могли выговорить: „Господи! хорошо нам здесь быть“, и Петр предложил Господу: если хочешь, сделаем здесь три кущи: „Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии“.

Но вдруг среди этого блаженства облако светлое осенило их, и из облака раздался глас глаголющий: „се есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. И услыша, ученики пали на лица свои и очень испугались. Потом, возможно, Апостолу Петру только память об этом Божественном свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после трехкратного его отречения. Он, как никто, понимал насколько важно среди искушений хранить в сердце эту Фаворскую гору и этот Свет, и он писал христианам, что никогда не перестанет напоминать о сем, Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия.

В искушениях и подвигах проявляется зрелость души и свет преображения как бы прививается к ней, становится ее собственным светом, и когда наступит День Господень, такая душа уже не ужаснется голосу Небесного Отца, но, наоборот, этот голос сделает радость ее совершенной. Вместо детского лепета вроде „хорошо нам здесь быть“, вольешься в сонм Небожителей, которые от переполняющего блаженства ни днем ни ночью не имеют покоя взывая: „Свят! Свят! Свят! Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет“. (Откровение. Ин.)

Давайте посмотрим на свой пост: пусть мы не едим ни мясного, ни молочного, зато остальное — вдоволь и часто. Мы уже не можем довольствоваться хлебом и водой, как первые христиане, а ограничиваем себя только мясной и молочной пищей. Все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол Павел обращался ко всем: „подражайте мне, как я — Христу“. Но перед Апостолами был живой пример Христа, перед первыми христианами был живой пример Апостолов, а перед нами — одни книжные примеры веры, поста и молитвы. Мы не видим того, кто подал бы нам руку и сказал: „подражай мне, как я Христу“. Поэтому, ощутив в себе хоть какую — то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, будем браться за дела, соразмерные нашим силам, понимая, насколько мы еще зависимы от мира и насколько приблизилась к Богу».

Из проповеди:

Молитва высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд — залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», — так говорит Блаженный Августин. И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6, 11).

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2065


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика