Столетие.Ru | Максим Дубровин | 21.08.2006 |
На самом же деле, притесняемая «железной рукой» Белграда автономия косовских албанцев сама никогда не отличалась дружелюбием к представителям других национальностей.
Такова, например, ситуация с косовскими адыгами, которые, как и большинство албанцев, исповедуют ислам суннитского толка. 29 мая 1998 года тогдашний президент Республики Адыгея Джеримов направил письма в адрес российского и югославского руководства с просьбой решить проблему переселения на историческую родину косовских адыгов, около 200 человек. Адыги, оказавшись в тяжелых условиях в период конфликта, приняли решение переехать на Кавказ, который их предки покинули в 1860-х годах.
Покинуть Косово местных адыгов вынудили не православные сербы, с которыми адыги воевали еще сто лет назад, находясь на службе у османских султанов, подавляя восстания балканских славян и участвуя в русско-турецкой войне 1877−1878 годов, в балканской войне 1912−1913 годов в составе турецкой армии. Начиная со Второй мировой войны, в которой адыги (или черкесы) приняли участие на стороне югославских партизан-антифашистов, у них сложились теплые отношения с сербами. В начале 1980-х годов адыги, снискавшие доверие центральных властей Югославии, получили официальное разрешение на изучение в школах родного языка. В то же время с албанским руководством Косово отношения не складывались. При устройстве на работу основным критерием профессиональной пригодности стало знание албанского языка, выдвигалось требование изменения национальности с адыгской на албанскую. Сталкиваясь с отказом адыгов от измены национальному самосознанию, албанцы требовали от своих единоверцев-мусульман отъезда в Россию.
С развалом Югославии, началом боевых действий и обострением сербско-албанских отношений, под молот войны попали и косовские адыги. Их просербская ориентация отозвалась угрозами и шантажом со стороны албанских боевиков. Сербы не оставили своих мусульманских соседей в беде — они дали адыгам оружие.
С переходом Косово под контроль ОАК, албанские боевики потребовали от адыгов уплаты налога в пользу своих вооруженных формирований, предъявили претензии на материальное имущество адыгов.
В ответ на просьбы руководства Адыгеи, 3 июля 1998 года правительство России (которое возглавлял в то время Примаков) приняло постановление «О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея». Косовские адыги (181 человек) вернулись на историческую родину.
Пример косовских адыгов, как мусульман, пострадавших от албанских боевиков, не стал исключением. В это же время, в 1998—1999 годах, произошла массовая миграция в Турцию косовских турок. Турки, несмотря на полутысячелетнее сербско-турецкое противостояние, длившееся от знаменитой Косовской битвы 1389 года до окончания Первой мировой войны, были подвергнуты албанцами преследованиям и дискриминации. В начале 1990-х годов, когда Косовский кризис только разгорался, албанские сепаратисты потребовали от турок поддержать бойкот сербских государственных учреждений и поддержать военные акции ОАК. Турки ответили отказом. Им было что терять в случае присоединения к антисербским силам. Ведь в Югославии легально действовали турецкие политические партии и общественные организации, многие турки учились на факультетах тюркской филологии югославских университетов, дети посещали турецкие школы. В Сербии, которая, по словам многих западных политиков, была нетерпима к нацменьшинствам, издавалась турецкая пресса, телевидение и радио транслировали турецкие передачи, действовали мечети.
А вот с албанцами отношения у турецкого населения не сложились, несмотря на общность религии и культурные заимствования албанцев у турок. С переходом контроля над Косово в руки ОАК, албанские власти края стали проводить в отношении турецкого населения политику дискриминации. Было отменено эфирное время для теле- и радиопередач на турецком языке, в Приштинском университете был закрыт факультет тюркской филологии. В быту косовские турки столкнулись с теми же проблемами, что и адыги. Их не брали на работу, заставляли принимать албанские имена, они сталкивались с языковой дискриминацией в больницах и в магазинах. Сепаратисты разделяют мнение некоторых албанских ученых и публицистов, заявляющих, что косовские турки — всего лишь отуреченные албанцы.
Кроме косовских адыгов и турок, от рук албанских боевиков из мусульманского неалбанского населения Косово пострадали цыгане (на Балканах цыгане исповедуют ислам), горанцы и боснийцы (последние два этноса — сербы, принявшие ислам).
На своих единоверцев-горанцев албанские сепаратисты оказывали особенно сильное давление, запрещая им пользоваться родным сербским языком. Цель была аналогичной случаю с турками — представить этнос подвергшимися сербскому влиянию албанцами.
Беда, принесенная в Косово боевиками ОАК и их политическими лидерами, сплотила в одно целое православных сербов, мусульман-неалбанцев, и даже многих албанцев, не разделявших идеи сепаратистов. Показательно, что в июне-июле 1999 года в православном монастыре Високи Дечаны близ города Печ, охранявшемся военными наблюдателями ООН, нашли убежище от преследований боевиков ОАК сербские и албанские беженцы, 50 цыган, семья горанцев.
…Всё это говорит о лукавстве западных лоббистов албанского сепаратизма, «ратующих» за права национальных, конфессиональных и прочих меньшинств, упоминать которые уважение к читателям не позволяет.