Православие.Ru | Иван Николкин | 18.08.2006 |
Испорченный праздник
Кусково. Церковь Спаса Нерукотворного и колокольня. Фото Алексея Трошина |
Только лишь капризом нынешних хозяев Кусково можно объяснить тот факт, что 13 августа нынешнего года, в преддверии праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня — Спаса Всемилостивого, в этом храме было вновь запрещено всенощное бдение.
В очередной раз верующим испортили праздник, причем тот, который на Руси издревле отмечался с особым благоговением. (Что уж говорить о праздниках «менее значительных», которые не утверждаются в графике богослужений дирекцией музея!)
Спас Всемилостивый — это так называемый первый Спас. К августу поспевал первый мед. Его освящали в церкви в этот день и благословляли вкушение, отчего праздник еще называется «Спасом медовым».
Второй Спас — 6/19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Спас яблочный»). А третий — 16/29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Спас Нерукотворный).
Празднество Спаса Всемилостивого в Русской Церкви, как известно, соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о великом событии сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир киевский и вся Русь августа 1-го».
«В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский выступил против камских болгар, — пишет Евгений Поселянии. — Перед сечею укреплял он себя молитвою пред чудотворною иконою Богородицы „Владимирскою“, писанною, по преданию, евангелистом Лукою, и пред честным крестом. Победил.
Рассеяв врагов, вернулся Андрей на поле битвы и со всею своею ратью с великою радостью и многими слезами приносил хвалы и песни Христу Богу и Пречистой Богородице, и в тот час видимы были всем исходящие от святынь два огненных луча, озарившие окрест всю русскую рать. В память этого чуда установлен праздник Всемилостивому Спасу, 1 августа, по соглашению Андрея Боголюбского с императором Византии Мануилом, в тот же день видевшим свет от креста Господня и разбившим сарацин».
Шереметевы и Кусково
Род Шереметевых, один из самых знатных в России, был славен доблестной государевой и военной службой. За это они получали множество земельных владений, что стало основой их сказочного богатства.Впервые Кусково упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради «охотной забавы». Имение было в их собственности почти 400 лет — до 1917 года.
Обустройство Кусково в духе петровской придворной моды началось при первом русском графе и фельдмаршале Борисе Петровиче Шереметеве. Он задумал превратить обыкновенное охотничье угодье в загородную летнюю резиденцию. Но строить этот «подмосковный Версаль» пришлось из дерева: использование камня для строительства в ту пору в Москве было запрещено государевым указом — весь камень шел в Петербург.
После смерти графа в 1719 году имение перешло к его малолетнему сыну. Петр Борисович, который сумел осуществить отцовский замысел с невиданным размахом, благопристойно начал свою грандиозную стройку с возведения в 1737—1739 годах на месте старой деревянной приходской церкви каменного храма-красавца. Этот самый старый памятник в усадьбе Кусково дошел до нас в своем первозданном виде.
Вслед за церковью в 1769—1775 годах был построен главный дворец, обращенный парадным фасадом к пруду.
Не в пример нынешним временам Божественная литургия, колокольные звоны, крестные ходы, водосвятия были не только обязательными элементами празднеств и публичных гуляний в период расцвета усадьбы Кусково. Очевидец так описывает престольный праздник 1 августа 1792 года.
«В одиннадцатом часу началась обедня, которую совершал архиерей. По совершению литургии архиерей следовал за крестом, в препровождении множества священников, ко устроенному для водоосвящения месту. При погружении креста произведена была пушечная пальба, и стоящая посередине пруда яхта с шестью пушками вмиг украшена стала разноцветными флагами. В рассуждение воскресного дня и ясной погоды собралось туда с самого еще утра премножество простого народа, для которого перед домом приготовлены были столы…»
Музей против прихода
Церковь в Кусково, как следует из документов Российского государственного архива древних актов, всегда была приходской и никогда — домовым храмом Шереметевых.Так, в писцовой книге Московского уезда 1574 года значится село Кусково (ф. 1209 «Поместный приказ», оп. 1, д. 255, л. 8). В писцовой книге Московского уезда 1623/1624 годов написано: «В селе — церковь во имя Происхождения Честного Креста Господня, да придел Николы Чудотворца… на колокольне колоколы… Да в селе — пруд, а другой пруд — на поле» (ф. 1209 «Поместный приказ», оп. 1, д. 9806, л. 1051).
В книгах Патриаршего казенного приказа указывалось, что церковь была приходская. По окладным книгам Патриаршего казенного приказа церковной дани в патриаршую казну уплачено за 1635−1711 годы «9 алтын с деньгою, заезда гривна, а с 1712 по 1739 гг. дани и заезда 22 алтына 3 деньги» (ф. 235 «Патриарший приказ», оп. 1, д. 196, л. 86).
В 1737 года по прошению графа Петра Борисовича Шереметева в Синодальном казенном приказе производилось дело о постройке в селе Кусково каменной церкви. 5 мая 1737 года он писал: «В вотчине моей в Московском уезде в Вохонской десятине селе Кусково имеется церковь деревянная во имя Происхождения Честного Креста Господня, а ныне я желаю вместо оной ветхой церкви в том же селе построить вновь церковь каменную во имя того же храма и чтоб указом было повелено о строении».
По сведениям из Синодального казенного приказа со ссылками на писцовую, книгу 1633 года и переписную книгу 1703 года «у оной церкви показано: в 1633 г. — два священника, в приходе церкви состояло 20 дворов» (ф. 235, оп. 1, д. 3188, л. 2).
В экономических примечаниях к планам Генерального межевания 1773 года (в копии XIX в.) имеется запись: «159. Село Кусково графа Петра Борисовича Шереметева с выделенною церковную землею» (ф. 1355 «Экономические примечания», оп. 1, д. 775, л. 590б).
Несмотря на эти неопровержимые факты, и Шереметевы, а затем и музей, созданный здесь после Октябрьского переворота, как распоряжались, так и распоряжаются землями и собственностью, которые с незапамятных времен были церковными. Поэтому-то восстановленный и вновь освященный в октябре 1991 года архиепископом Истринским Арсением храм в Кусково все эти годы — изгой в собственном доме.
Претензии к приходу выдвигаются самые абсурдные.
То музей проявляет излишнюю придирчивость к сохранности музейных ценностей. Дело в том, что иконы и вся церковная утварь, экспроприированные некогда безбожной властью, и ныне, когда Церковь получила свободу, не принадлежат приходу храма в Кусково. А посему смотрительницы музея (из-за малых зарплат здесь работают, как и повсюду в этой сфере, в основном женщины) неоднократно заходили в алтарь, оскверняя его, чтобы убедиться на месте ли «экспонаты». Однако недавний горький пример «Эрмитажа» показал, что, скорее, сотрудникам музеев нужно учиться у служащих храмов, как беречь реликвии, а не наоборот.
То на службу пропускаются только 50 (!) прихожан. Почему? Все просто. Как писал Чехов, «как бы чего не вышло…». Все же другие верующие, сверх этой пресловутой цифры 50, должны были… покупать билеты. И тем самым приносить пожертвования не бедному приходу, но богатому музею, который взимает плату за посещение каждого павильона в усадьбе.
То музей урезал количество служб зимой: дескать, когда в храм заходят верующие, от холодного воздуха на его стенах образуется конденсат. Но это не соответствует действительности: храм отапливается, и специалисты по архитектурным памятникам ничего угрожающего его состоянию не обнаружили.
То музей утверждает, что из-за горящих свеч и лампад во время службы в храме может возникнуть пожар, который причинит ущерб дворцу. Но, во-первых, храм — каменный, в нем соблюдаются все меры пожарной безопасности, во-вторых, дворец находится на безопасном расстоянии.
Скорее непоправимый ущерб этому шедевру зодчества, предназначенному, по замыслу Шереметевых, исключительно «к великолепию» — для торжественных приемов гостей, с фейерверками, с модными светскими гуляниями, с множеством «отрад и приятностей», может нанести музей. Ныне до поздней ночи (не соблюдая ею же самой установленный график работы!) дирекция продолжает не самую лучшую традицию Шереметьевых — устраивает пышные праздники с фейерверками для богатых клиентов или, например, в честь Дня независимости США (?!).
«Бог охраняет все!»
Больше года не отвечал Юрий Михайлович Лужков на второе обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 05.04.05 г. «с просьбой о передаче приходу храма в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кусково зданий храма, колокольни и бывшего кухонного флигеля».«Усадьба, — решив, наконец, ответить, пишет столичный градоначальник, — представляет собой единый объект историко-культурного наследия народов РФ государственной формы собственности, что не допускает его деления на части, выгораживания частей и изменения облика усадьбы (согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. N 176).
Комиссия также считает, что в соответствии с действующим законодательством дальнейшее использование зданий храма и колокольни необходимо осуществлять на основе взаимоприемлемого соглашения между дирекцией Музея и настоятелем Храма, без изменения имущественной принадлежности зданий-памятников истории и культуры».
В заключение Юрий Лужков подчеркивает: «Уверен, что уникальный памятник истории и культуры „Усадьба Кусково XVIII века“ будет сохранен как национальное достояние и будет служить совместному благому делу, направленному на дальнейшее развитие культуры и духовного совершенствования общества».
А как же храмы в Останкино и Царицыно? Почему в двух случаях посчитались с верующими, в третьем же решили не «отпущать» на свободу?! Не выдерживают критики и тезисы о неправильном истолковании архивных документов, которые мы цитировали, а также о неделимости усадьбы Кусково: еще при Шереметевых между дворцом и приходским храмом была сооружена ограда, которая сохранилась и сейчас.
Вот уже три года на восстановленной в 1990-е годы колокольне Кусково (она, якобы, в аварийном состоянии) не звонят колокола. Это ли не грустный знак того, что на пути к старинному московскому приходскому храму стоят люди, которые заинтересованы лишь взимать плату за его осмотр. Досадная помеха для них те, кто желает молиться в этом храме Господу.
Как и встарь, над куполом храма парит белокрылый ангел с крестом. Отражаясь в облаках, а не в нероскошном и не зеркальном ныне пруду, он словно призывает вспомнить изречение, которое было девизом рода Шереметевых: «Бог охраняет все!». Когда же его смысл дойдет до нынешних хозяев Кусково и чиновников разного уровня, которые чинят препятствия верующим?