Православие.Ru | 18.08.2006 |
Такума Савабе родился в 1833 году в префектуре Кочи. Его настоящее имя — Ямамото Кодзума. Будучи студентом, он вместе со своим кузеном изучал самурайское искусство фехтования кен-до и философию. В 1857 году, гуляя в изрядном подпитии, Ямамото пытался продать двое часов, украденных его кузеном. Полиция обвинила Ямамото в краже этих часов, и ему пришлось бежать в Хакодате. Там Ямамото женился на дочери синтоистского жреца по фамилии Савабе. После женитьбы он стал приемным сыном жреца и сменил имя. Однако он не последовал по стопам приемного отца, но возглавил группу, почитавшую императора и требовавшую выдворения из Японии всех иностранцев. Для осуществления этой цели было решено убивать служащих русского консульства в Хакодате.
В одну из ночей 1865 года вооруженный мечом Такума Савабе встретился с иеромонахом Николаем (Касаткиным), намереваясь убить его, прежде чем тот начнет проповедовать. Отец Николай спросил его, почему Савабе хочет убить его, не услышав об учении им проповедуемом? Тогда Савабе попросил отца Николая рассказать о христианской религии. Во время беседы слова молодого миссионера тронули сердце Такума Савабе, он заинтересовался услышанным и с того дня начал изучать христианское учение.
Вскоре к Савабе присоединился его друг — доктор Сакаи Токуреи. Спустя некоторое время еще двое друзей, Урано и Сузуки, присоединились к группе слушателей. А вскоре они сами начали проповедовать православие японцам, несмотря на то, что японская полиция все еще преследовала христиан, так как обращение в христианство было запрещено законом.
В апреле 1868 года при участии чтеца Виссариона Сартова, который стерег двери конторы консульства, отец Николай окрестил Савабе, Сакаи и Урано, дав им имена — Павел, Иоанн и Иаков. Они стали первыми японцами, принявшими православие. После крещения Павел и его друзья проповедовали их новую веру с еще большей ревностью.
Когда угроза заключения и возможной казни в округе Хакодате возросла, иеромонах Николай отправил Павла и его друзей в путешествие по Японии для проповеди христианской веры, но более для обеспечения их большей безопасности. Несколько месяцев иеромонах Николай не получал от Павла Савабе вестей, и тем более был рад известию о его успехах в Седнае, на северном Хонсю.
Со временем борьба с христианством в Японии утихла, и архимандрит Николай стал распространять миссионерскую работу на Токио. Павел Савабе был послан им в Токио для оценки миссионерских возможностей в районе Токио-Йокогама. Отчет Павла был исполнен оптимизма, он советовал Николаю приехать в Токио как можно быстрее. Тогда в конце 1871 года архимандрит Николай прибыл в округ Йокогама и отправился в Токио, чтобы снять там квартиру.
Местная оппозиция христианству все еще продолжалась. В феврале 1872 года Павел Савабе и многие из его сотрудников во Христе были арестованы полицией в Седнае. Власти были поражены тем, что даже среди детей, которых они опрашивали, обнаружилась глубокая приверженность христианской вере. Даже многие из тех новообращенных, кто не успел принять таинство крещения, не только не изменили своих взглядов, но еще более укрепились в вере.
12 июля 1875 года на втором генеральном совете Японской миссии архимандрит Николай решил, что назрела потребность в японском священнослужителе, и предложил Павлу Савабе стать первым японским священником, а Иоанну Сакаи — диаконом. Месяцем позже епископ Восточносибирский Павел прибыл в Хакодате для совершения первой хиротонии на японской земле и рукоположил Павла и Иоанна.
Павел Савабе успешно осуществлял иерейское служение, и во многом благодаря ему в последующие десятилетия Церковь в Японии активно разрасталась и укреплялась. Отец Павел пережил своего учителя и епископа на один год и скончался в 1913 году.
Пер. с англ. Василия Томачинского
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=764&did=1919