Русская линия | Игумен Серапион (Митько) | 16.06.2009 |
Как сообщает портал «Благовест-Инфо» со ссылкой на британское издание The Daily Telegraph, церковь Англии выпустила книгу «Fresh Expressions» (Свежие выражения"), в которой священникам рекомендуются новые формы совершения службы, призванные привлечь внимание молодежи. Среди предложенных вариантов — службы, совмещенные с выступлением ди-джеев, с песнями группы U2 и молитвы за руководство компании Google.
Один из предлагаемых вариантов литургии называется «Древняя вера — миссия будущего». В начале службы верующим показывают видеоролик с сервера YouTube, в котором рассказывается о кампании ООН по борьбе с бедностью. Прихожанам сообщается, что «на планете беспорядок», после чего приглашают их подойти к алтарю и натереть пальцы рук морской солью, как символ слез. Затем верующие обходят помещение храма, делая восемь «молитвенных остановок», во время каждой из которых их призывают размышлять о социальных проблемах, таких как равенство полов или защита окружающей среды. После этого под аккомпанемент африканских барабанов зачитывается псалом и возносится молитва «о корпоративном мире, о влиятельных топ-менеджерах, отвечающих за миллиардные производства». «Мы молимся о Джоне Чемберсе из Sisco Systems, Билле Гейтсе из Microsoft, докторе Эрике Шмидте из Google, Ли Скотте младшем из Wal-Mart, и других, уже сделавших выбор в пользу справедливости».
Другой вариант, предлагаемый клирикам и их приходам — так называемая «ЮТу-харистия» — где вместо традиционных гимнов поются песни ирландской группы U2 — такие службы уже несколько лет проводятся в одном из приходов Линкольна.
В Минстере — кафедральном соборе Йорка, проводятся мероприятия, во время которых традиционные латинские хоралы соединяются с современной музыкой в исполнении ди-джеев, а на стены собора проецируются изображения. Среди авторов книги Fresh Expressions — епископ города Шеффилд Стивен Крофт, а также сам архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, который выступил инициатором программы в 2004 году. «Нам нужно установить связь со значительным процентом населения, у которого нет контакта и интереса к традиционной церкви, — говорит директор программы Fresh Expressions преподобный Грэм Грей. — Важно предложить духовность людям, привыкшим иметь выбор, и которые никак не ожидают найти его в церкви». Все новые службы были разработаны специально для определенных групп людей, и не угрожают традиционному богослужению, подчеркнул священник. «Это все ерунда, быстро проходящая мода, ничего не значащая, мелкая и бессмысленная, — говорит о новых формах богослужения клирик лондонского собора св. Павла Дэвид Хаулдинг. — В этом нет глубины, люди будут считать нас эксцентричными и глупыми».
Как отметил игумен Серапион (Митько), «у протестантов-англикан нет прививки от модернизма, которая позволяла бы им сохранять истинный дух церковности богослужений». «Нет ничего страшного в том, что англиканцы молятся за руководство „Google“ или любой другой компании. Каждый человек нуждается в том, чтобы за него молились. Важно другое — богослужение христоцентрично, а если эта христоцентричность утрачивается, то никакие попытки церкви привлечь верующих выступлениями ди-джеев не могут привести к успеху, так как проще пойти на обычную дискотеку, чтобы послушать того же ди-джея, чем обременять себя проповедями пастора в перерывах между выступлениями ди-джея», — подчеркнул отец Серапион.
«Что касается православной традиции, то в ней присутствует традиционное начало, дающее возможность сохранить дух от всякого рода нововведений. Попытки разнообразить православное богослужение объяснениями духовенства во время совершения Божественной литургии не нашли широкой поддержки в большинстве епархий. И можно надеяться на то, что православная Литургия останется в неприкосновенном виде», — отметил игумен Серапион (Митько).
«Другое дело, что Церковь может использовать формы современной культуры различными способами — как участием священников в тех или иных мероприятиях, так и через воцерковление самих лидеров молодежных субкультур. Однако здесь необходимо сохранить очень трезвый подход к самим этим начинаниям, поскольку наша цель — воцерковление молодежи, а не расцерковление церковного народа. Существует опасность в том, что не достаточно воцерковленные представители современной культуры, став полноправными участниками православного богослужения, начнут навязывать свой стиль жизни и духовности традиционным верующим», — добавил он.
«И здесь важно провести четкую грань между святыней богослужения в храме и теми миссионерскими формами проповеди, которые сейчас активно развиваются в нашей Церкви. Храм остается особенным местом посвящения Богу, и в нем необходимо следовать традиционным формам поведения. Конечно, по мере развития человечества уходят очень многие хорошие правила поведения в храме. Например, в большинстве современных храмов мужчины и женщины не стоят в разных частях церкви. Тот традиционный костюм, который надевали христиане, приходящие в храм, сохранился только у старообрядцев. Христианин, идущий в дом Божий, должен осознавать, что его одежда должна отличаться от повседневной, будь то обычная одежда или одежда, присущая субкультурам. И его поведение должно соответствовать тем традициям церковности, которые сложились в нашей православной жизни на протяжении столетий», — подчеркнул игумен Серапион (Митько).
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=183488
|