Время и Деньги | Татьяна Мамаева | 17.08.2006 |
Тяжба между светскими властями и церковью относительно того, кому же должна принадлежать колокольня, носит затяжной характер, «ВиД» неоднократно касался этой проблемы. Трудно понять побуждения власти светской, которая, передавая несколько лет назад Казанской епархии сам собор, как будто «забыла» о колокольне.
Из досье «ВиД». Колокольня Богоявленского собора, который был до 1939 года кафедральным, строилась в конце восьмидесятых годов ХIХ века по проекту архитектора Михаила Михайлова. Средства на ее постройку были пожертвованы купцом Иваном Кривоносовым. На втором этаже был освящен храм в честь Честного обретения главы Иоанна Предтечи. На первом этаже всегда находилось несколько магазинов. Огромная высота — 74 метра и удачная композиция, искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор, выполненный в псевдорусском стиле с явными заимствованиями деталей восточной архитектуры, сделали колокольню важным градообразующим элементом, одним из архитектурных символов Казани.
Некоторое время назад в колокольне, а точнее в храме на втором этаже, вместо того, чтобы вернуть его церкви, открыли…камерный Шаляпинский зал! Сразу скажем, что это была не самая удачная затея. Во-первых, в Казани существует хорошо организованная шаляпинская экспозиция в литературном музее А.М.Горького, широко известная не только в стране, но и за рубежом. Именно в музее Горького ежегодно проходят Шаляпинские чтения, ведется большая научная работа. По сути, Шаляпинские чтения в музее Горького — это такой же бренд, как и Шаляпинский фестиваль в нашем оперном. Скажите на милость, ну кому в этом случае нужна еще одна экспозиция, в подлинности некоторых предметов которой сомневались специалисты? Возможно, это только досужие разговоры, но в среде специалистов по творчеству Шаляпина они велись, и самым разумным было бы направить эти вызывающие разговоры предметы на экспертизу, например, в Бахрушинский музей. Во-вторых, в камерном зале, а точнее, в храме Честного обретения главы Иоанна Предтечи, начали проводить концерты, и это была отнюдь не духовная музыка. Хотя, если следовать канонам православия, в православных церквях запрещены даже концерты духовной музыки. Ничего не поделаешь, такова церковная традиция, и не нам ее менять, лучше уж давайте будем ее уважать. Вызвать восторг у верующих соседство с камерным залом не могло, ситуация лишь провоцировала напряжение. Иногда недовольство выливалось в пикеты на одной из главных улиц нашей столицы, что в некотором роде бросало тень на Казань как на город, где существуют мир и согласие между церковью и властью светской.
С упразднением префектуры «Казанский посад», на чьем балансе находилась колокольня, здание было передано Министерству культуры. Оно, в свою очередь, передало колокольню музею изобразительных искусств. Теперь, по словам директора музея ИЗО Альфии Тутаевой, здесь разместится выставочный зал, в котором будут проходить сменные экспозиции икон из собрания музея. Если выбирать из двух зол, выставочный зал с коллекцией икон, безусловно, зло меньшее, чем зал, из стен которого звучит веселая музыка, а в алтаре находится сцена. В Камерном шаляпинском зале все было как в тридцатые годы прошлого века, когда церкви закрывались и в них устраивались клубы или зернохранилища. Впрочем, нынешняя судьба коллекции, которая экспонировалась в Шаляпинском зале, может сложиться вполне благополучно. Она принадлежит Национальному культурному центру «Казань», где может экспонироваться. Вторая возможность, более разумная, на мой взгляд, передать ее для экспонирования в музей Горького, при этом коллекция может даже не менять владельца. Им по-прежнему останется НКЦ «Казань». Что касается концертных программ, столь неуместных в храме, они могут отлично прижиться в том же музее Горького, где уже не один год работает музыкально-литературный клуб «Бродячая собака».
Но каково же мнение церкви в свете перемены владельца колокольни? По словам настоятеля Богоявленского собора протоиерея Олега Соколова, ни один православный человек не может смириться с тем, что храм и колокольня отделены друг от друга. «Мы получили от предков храм вместе с колокольней, так мы и должны передать его нашим потомкам», — говорит отец Олег. И грустно вздыхает, потому что опять придется терпеть до лучших времен. Хотя, по его мнению, если уж какое-то время колокольня не будет принадлежать церкви, выставочный зал, где будут экспонироваться иконы, — не самый плохой вариант.
Филиал музея начнет работу не ранее начала будущего года, когда зал будет оборудован и в нем установят приборы, контролирующие температуру и влажность, — это непременное условие для сохранности экспонатов. Затем собору и залу надо будет учиться идти на уступки друг другу. По словам Альфии Тутаевой, она не видит ничего страшного в том, что периодически, например, в дни церковных праздников, в музейном зале будут совершать богослужения. Директор музея также полагает, что церковь вполне может использовать звонницу по прямому назначению.
Спорной территорией, похоже, станет помещение на первом этаже. Отец Олег хотел бы устроить здесь лавку-часовню, музейщики — магазинчик, который станет торговать иконами, музей вынужден зарабатывать деньги. Наверное, по справедливости, первый этаж все же должен отойти церкви, что касается икон, которые хотел бы продавать музей, их можно было бы отдавать в лавку-часовню на комиссию, есть такая вполне цивилизованная практика.
Конечно, трудно понять логику светских властей, которые упорно не хотят возвращать Богоявленскому собору принадлежащую ему колокольню, вроде бы, и времена изменились, и власть повернулась лицом к церкви. Но нет, до цивилизованных отношений, когда, если взял чужое, надо возвратить его с извинениями, мы пока не дотягиваем.
А пока церкви и музею предложено жить по соседству, такова реальность. И, конечно, надо выстраивать отношения, учиться идти на компромиссы в ожидании лучших времен.