Как уже отмечалось, Полтава, переживающая предъюбилейные дни, действительно представляла собой заповедник мазепинства. Истерическая раскрутка героизма предательства, русофобский фестиваль «Мазепа-фест»,
подготовка установки памятника Мазепе, факельные фашистские шествия, — все это ставило город в единый ряд с коричневыми тернополями и львовами.
Однако 7 июня среди полтавских националистических мрачных туч мелькнул лучик исторической правды. В районе Красной площади — там, где в будущем планируется открытие памятника Мазепе, состоялось «театрализованное представление «Полтавская крепость».
Режиссером действа выступал Александр Любченко, режиссер так и не отремонтированного к гоголевскому юбилею театра имени Гоголя. События разворачивались вокруг «восстановленной Подольской башни старой Полтавской крепости». Сама башня, разумеется, далека от настоящей и больше напоминает элемент деревянного теремка на детских площадках Сибири. Ее построили уже давно, и молодые полтавчане используют ее по-разному: кто-то пишет на бревнах номера телефонов, кто-то просто отпускает здесь естественные надобности.
В этот день башню обороняли, как было заявлено, «украинские казаки и солдаты русского гарнизона». Казаки имели абсолютно классический вид — с шаблюками, вусами и шароварами, а вот русский гарнизон — в пошитых на местной швейной фабрике костюмчиках Семеновского полка, хотя в городе триста лет назад стоял Тверской полк и несколько ингерманландцев.
Бытовало мнение, что русских не будет вовсе, но пароксизмы исторической правды захлестывали игровую площадку — бой против шведов вели совместно. Увы, но была опущена одна деталь — куда-то спрятали мазепинцев, которые, согласно сегодняшним измышлениям ющенкообразных «хранителей правды», — были главными героями событий на Полтавщине. Шведские источники указывают, что, не доверяя мазепинцам воевать, шведы заставляли их копать минные галереи. Вот этого в театрализованной постановке не было.
После шоу перед горожанами выступил городской голова Полтавы Андрей Матковский, сообщивший о необходимости отражать историческую правду, что и показали нанятые им мастера художественных сцен.
Любопытно, что полтавские телеканалы долго не пускали эти события в новостных сюжетах. По всей видимости, настроенные на совершенно другие трактовки (а все полтавские телеканалы уже второй год воспевают мазепинщину), телевизионщики ждали отмашки, и, получив ее, запустили новость в эфир.
Андрей Уваров, для «Русской линии»