Русская линия
Русская линия05.06.2009 

Протоиерей Всеволод Чаплин: Мы вовсе не обязаны принимать любые взгляды
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества призывает заменить «толерантность» термином «веротерпимость»

Протоиерей Всеволод ЧаплинВ Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества считают, что от западного термина «толерантность» следует отказаться в пользу традиционного для России понятия «веротерпимость», пишет «Интерфакс-Религия».

В ходе встречи со студентами в Москве глава Отдела протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Если говорить о толерантности, то мне очень хотелось бы, прежде всего, поставить вопросы: чем наполняется этот термин? И стоит ли нам употреблять западный термин, имеющий определенную официальную интерпретацию, в ущерб хорошим русским терминам? Ведь есть очень хороший русский термин «веротерпимость», он употреблен, например, в указе Императора Николая II от 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости».

Отец Всеволод напомнил, что есть официальное толкование понятия «толерантность» — это декларация ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. «В этом документе говорится, что толерантность «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Вот с этим утверждением я категорически не согласен», — отметил священник.

«Я считаю, и мне кажется, любой нормальный человек считает, что среди проявлений человеческой индивидуальности есть вещи хорошие и плохие, правильные и преступные, достойные и недостойные. Вовсе не всякое проявление человеческой индивидуальности хорошо», — подчеркнул священник.

По мнению главы Синодального отдела, «такая, навязываемая в качестве обязательной, трактовка толерантности исключает такие понятия, как истина и ложь, правда и неправда, нравственность и безнравственность. Любое проявление человеческой индивидуальности объявляется достойным не просто терпимости, а уважения и приятия». «Я считаю, что мы имеем право спорить с такой интенцией, говорить о том, что есть убеждения истинные и ложные, есть поступки хорошие и плохие, есть проявления человеческой индивидуальности нравственные и безнравственные. Я считаю, что если термин «толерантность» и имеет право на жизнь, то он должен получить интерпретацию, отличную от данной в декларации ЮНЕСКО», — сказал отец Всеволод.

Пастырь убежден, что люди должны с уважением относиться к культуре другого человека, к его этническим особенностям, к его убеждениям, но, «при всем уважении, мы можем давать оценку убеждениям, поведению другого человека, мы должны иметь право высказывать свою точку зрения о том, что такое хорошо и что такое плохо». «Мы вовсе не обязаны любые взгляды, любые проявления человеческой индивидуальности принимать, то есть фактически разделять их, и относиться к ним некритически», — считает отец Всеволод.

Признавая, что термин «толерантность» — это более широкое понятие, чем веротерпимость, отец Всеволод в то же время указал, что «мы можем придумать свои термины со своим содержанием, избегая того, достаточно спорного, содержания, которое имеет слово «толерантность»». В подтверждение своей позиции священник привел слова ныне покойного Патриарха Алексия II, произнесенные на епархиальном собрании 2007 года. «Идеологи толерантизма… требуют «отказа от догматизма, от абсолютизации истины» и в то же время благосклонно относятся к распространению на территории России зарубежных духовно-ценностных систем. Толерантность… не принесла никаких достойных плодов, и нам странно было бы подменять ею привычные еще и сегодня на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство, в основе которых лежит восприятие человека как образа Божия», — сказал тогда Патриарх Алексий.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика