НГ-Религии | Архимандрит Августин (Никитин) | 17.08.2006 |
Православие обрело в Китае множество последователей. Икона «Собор китайских новомучеников» |
Русских в нем было много, они ехали туда с 1898 года, с начала постройки Китайско-Восточной железной дороги. Собственно, своим возникновением город обязан ее строительству. В нынешнем 5-миллионном мегаполисе все еще сохраняются следы знаменитого русского Харбина начала ХХ века. В центре города и сегодня можно видеть типичные русские особняки. Есть и в стиле «ар нуво». Многие дома и улицы напоминают наши сибирские города.
Новый этап в истории Харбина ознаменовали события японской оккупации Маньчжурии. Она началась в 1931 году, а на рассвете 6 февраля 1932 года японские части вошли в Харбин. Так открылась новая печальная страница в жизни города, оказавшегося на ближайшие 15 лет буквально на скрещении эпох.
Японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурии, которое строго регламентировало каждый шаг русских эмигрантов. Все это побуждало русских харбинцев к отъезду, и большинство из них перебрались в Шанхай. В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома… А те эмигранты, что остались в Харбине, раскололись на несколько групп и соперничали друг с другом.
Чтобы объединить эмигрантов, был необходим культурный символ. Такой фигурой, символом потерянной родины, в сознании эмигрантов стал Пушкин. Вокруг поэта могла объединиться вся зарубежная Россия, несмотря на политические и идейные разногласия.
С особым размахом русское зарубежье отметило 100-летие со дня кончины Пушкина. Особое место великий поэт занимал в сознании эмигрантов, живших в Китае. Пушкин никогда не был на Дальнем Востоке, однако он интересовался Китаем и не раз обсуждал эту тему с архимандритом Иакинфом (Бачуриным), крупнейшим в ту пору русским ученым-китаеведом, который на протяжении 14 лет был начальником Духовной миссии в Пекине.
Начало Второй мировой войны отбросило на Харбин зловещую тень. Русские харбинцы пережили трудные военные годы. Осенью 1945 года Советская армия освободила город от японских оккупантов. Однако в 1949 году с возникновением коммунистического Китая закрываются все оставшиеся еще периодические русские журналы. Последние русские уезжают из Китая, остаются лишь единицы.
Пострадало и китайское православное духовенство. Протоиерею Стефану У во время «культурной революции» отбили легкие. Православный священник Григорий Джу, тоже китаец, его хунвэйбины возили по всему городу с плакатом на груди — «он целует ноги Хрущева». В 1990 году в Харбине проживали 22 русских, именно столько было зарегистрировано в приходе Церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Еще в начале 1990-х годов в храме можно было встретить русских стариков, доживавших в Харбине свой век. Они попали сюда детьми, пережили японскую оккупацию, войны, «культурную революцию"… Для них Православная Церковь в Харбине была всем: и местом общения, и последней надеждой, и памятью об ушедшей молодости.
Нынче в Харбине потомков русской эмиграции практически не осталось. Все, кто не сумел уехать, лежат на кладбище. Здесь же и памятник героям Порт-Артура. На кладбище лежит последнее русское духовенство. Среди них протоиерей Валентин Барышников, которого считали чудотворцем, схимонахиня Рафаила, про которую говорили: «Тихо жила и тихо умерла». На ее могиле нет ни креста, ни просто таблички с именем. Известно только, что она лежит под кустом сирени.
Всего в Китае в 1880—1941 годах было более 20 православных храмов. Половина из них была снесена в годы китайской «культурной революции». Один из сохранившихся православных храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится как раз в Харбине. Последний православный священник-китаец Григорий Джу, служивший здесь, умер в 2000 году. Однако храм не «снят с регистрации», он открыт для верующих, прихожане собираются по праздникам и молятся как умеют, без священника. Летом 2004 года сюда был направлен священник из Екатеринбургской епархии, который с разрешения местных властей в течение двух недель совершал в этом храме богослужения.
Где-то на окраине города из ряда бетонных коробок выделяется русское по стилю здание. Подхожу ближе, и точно. На вывеске значится: ресторан «Русский дом». И что примечательно — рядом с ним три храма: католический, православный и протестантский. В католическом храме идет какой-то семинар, в протестантском — богослужение. А православная церковь, тоже в честь Покрова Богородицы, открытая в 1986 году после долгих лет гонений, на замке; краска на дверях облупилась.
Около Центрального парка культуры и отдыха слева каменные львы охраняют вход в буддийский монастырь. Обитель действующая; во дворе высится огромная позолоченная статуя Будды. Когда-то буддийский монастырь и православная обитель соседствовали. Друг от друга их отделяла высокая каменная стена. Нынче за «буддийской» стеной парк культуры, а православный монастырь полуразрушен.
Остальные православные святыни в этом городе используются как музеи, выставочные залы, склады и рестораны. В Софийском соборе сейчас размещен музей архитектуры. Правда, в китайском обществе вынашивается идея восстановления Свято-Никольского храма, украшавшего Харбин и снесенного маоистами.
27 июля текущего года официальный сайт Московского Патриархата объявил, что этот «храм-памятник русского деревянного зодчества, собранный без единого гвоздя, будет восстановлен и будет использоваться в богослужебных целях». Необходимую для строительства сумму готовы выделить частные предприниматели из России и КНР.
В настоящее время в Духовных школах Русской Православной Церкви учатся 18 студентов из разных провинций Китая. Есть надежда на то, что некоторые из них, став священниками, вернутся на родину и займутся пастырской деятельностью.