Русская линия
Православие и современность Ольга Новикова17.08.2006 

Связь времен

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о святынях Саратова. Сегодня речь пойдет о тех, что находятся в Кафедральном соборе в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

Из истории

Духосошественский храм в 1855 году на месте одноименной деревянной церкви возвел почетный гражданин Саратова, купец первой гильдии Петр Федорович Тюльпин — в память о своем безвременно ушедшем сыне Николае. Во имя его небесного покровителя, святителя Николая Чудотворца, был освящен престол в правом приделе храма. Престол в левом приделе был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», а главный, центральный, — в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

Трехпрестольная каменная Духосошественская церковь строилась довольно быстро, поэтапно были возведены колокольня, хоры и церковные помещения. Освящен храм был несколько позднее, 5 октября 1858 года, Преосвященным Иоанникием I (Горским, ?1877), епископом Саратовским и Царицынским. По штату в церкви служили три священника, один диакон и три псаломщика.

История Духосошественской церкви очень интересна и неразрывно связана с теми событиями, которые происходили в стране и городе со дня ее открытия. Это было время усиленного роста промышленности и расцвета торговых отношений. И Саратов, как купеческий город, постепенно становился крупным торговым центром, население его увеличивалось, застраивались новые улицы.

Построенная Духосошественская церковь имела большой приход, к которому по административным требованиям того времени приписывали не только православных, но и людей иных вероисповеданий, проживавших на территории, относящейся к храму. На пожертвования горожан церковь постепенно украшалась, в храме было много икон, дорогая утварь, библиотека насчитывала свыше ста богослужебных книг, а на четырехъярусной колокольне было 13 колоколов.

В 1880 году по билету внутреннего выигрышного займа Духосошественская церковь выиграла по тем временам огромную сумму — 200 000 рублей. Эти деньги позволили еще больше благоукрасить храм, построить дома для священников, церковно-приходскую школу (в 1887 году в ней учились 64 мальчика и 47 девочек) и богадельню, которая опекала около 20 стариков. Все строения расположились рядом с храмом.

Во время Первой мировой войны, когда Саратов заполонили беженцы, многие из них нашли пристанище на территории Духосошественской церкви, и не было случая, чтобы голодным и оставшимся без крова людям, принадлежавшим к совершенно разным религиозным конфессиям, отказали в помощи. Все церковные службы работали очень четко, ведь нужно было напоить и накормить множество людей, между которыми никто не делал никаких различий. В эти нелегкие времена на территории храма даже была открыта вторая школа, в которой училось 25 ребятишек иудейского вероисповедания и 14 детей католиков.

После революции школы были отделены от церкви, постепенно ликвидирована и богадельня, и для Духосошественского храма настали трудные дни.

С 1918 года предпринимались неоднократные попытки закрыть его. В 1930 году, когда церковный звон в городе был запрещен, с его колокольни, как и со всех остальных саратовских храмов, были сняты колокола. В 1934 году было принято решение использовать здание церкви под зернохранилище, но стараниями верующих в 1935 году ее вновь удалось открыть. И все же в 1939 году богослужения в Духосошественском храме опять были прекращены, горсовет даже рассматривал ходатайство об открытии в его здании кинотеатра. Слава Богу, этого не случилось, однако все иконы, богатая церковная утварь и роспись стен храма были уничтожены.

Новая страница в истории Духосошественской церкви началась уже после Великой Отечественной войны, когда в 1948 году горисполком вынес решение удовлетворить ходатайство группы верующих об ее открытии. С этого времени началось восстановление храма, была выполнена новая роспись, изготовлен иконостас, в храме появились иконы, многие из которых были принесены верующими.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 16 марта 2001 года в связи с авар ийным состоянием кафедрального Свято-Троицкого собора Духосошественскому храму был придан статус кафедрального собора. И прибытие в 2003 году сюда мощей святых угодников Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавры стало значительным событием не только в жизни храма, но и всей Саратовской епархии, а также особым подарком для нашего города.

Угодники Божии

И Троице-Сергиева, и Киево-Печерская Лавры являются древнейшими обителями православной Руси, прославленными великими подвижниками, которым Господь даровал благодать исцелять человеческие недуги, утешать скорбящих и помогать страждущим. Многие верующие прибегали к их помощи в своих нуждах и печалях, обращались к ним с молитвой и получали исцеление.

Возможность прикоснуться к мощам Радонежских и Киево-Печерских святых есть и у каждого жителя нашего города: в Свято-Духовском кафедральном соборе они пребывают постоянно и ежедневно доступны для верующих. Оба ковчега располагаются в центральной части храма: по левую сторону от алтаря — ковчег с мощами Радонежских святых, а по правую — ковчег с мощами Киево-Печерских преподобных.

Киево-Печерские святые

Киево-Печерскую Лавру не зря называют колыбелью русской иноческой жизни: она была основана преподобным Антонием Печерским в 1051 году. Иноки Киево-Печерской обители, живя в условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов, явили собой пример тружеников русского подвижничества, который воодушевил последующие поколения монашествующих. В лаврских пещерах почивают мощи 118 святых. К сожалению, подробных жизнеописаний каждого подвижника не сохранилось, некоторые из них известны нам только по имени.

В Свято-Духовском кафедральном соборе есть частицы мощей преподобных отцов Прохора Чудотворца, Иоанна постника, Поликарпа, архимандрита Печерского, Варлаама, игумена Печерского, Дамиана, пресвитера и целебника, Никодима просфорника, Лаврентия затворника, епископа Туровского, Агапита, врача безмездного, Григория иконописца, священномученика Кукши, Сильвестра чудотворца, Нестора Летописца, Николы Святоши, князя Черниговского, Нифонта, епископа Новгородского, и многих других святых угодников Божиих, подвизавшихся в Ближних и Дальних Пещерах Киево-Печерского монастыря в XI—XII вв.еках.

Радонежские святые

Троице-Сергиева Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1337 году, на протяжении многих столетий является одной из самых почитаемых общерусских святынь и крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Тысячи паломников стекаются сюда со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. В соборе Радонежских святых — сродники преподобного Сергия Радонежского (его родители и брат), прославленные ученики и собеседники его, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители, совершавшие свой духовный подвиг в разные периоды времени.

В ковчеге, который находится в Духосошественском храме, пребывают частицы мощей Радонежских святых: преподобного Антония Радонежского, преподобного Максима Грека, а также нескольких прославленных святителей: Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, Филарета и Иннокентия, митрополитов Московских, Иннокентия, архиепископа Херсонского. В этом же ковчеге есть также частицы мощей других святых: преподобного Кукши Одесского, преподобного Ионы Одесского, преподобного Гавриила Афонского, блаженного Василия Московского, благоверных Петра и Февронии Муромских и часть камня, на котором совершал свое моление преподобный Серафим Саровский.

Святитель Митрофан

Рядом с ковчегом Киево-Печерских святых находится и еще одна святыня Духосошественского храма — икона с частицей мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского — дар Воронежской епархии Епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину.

Архипастырь Воронежский, святой Митрофан (во святом крещении Михаил) родился в ноябре 1623 го да на Владимирской земле в благочестивой православной семье. Половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына, служил приходским священником в селе Сидоровское Суздальской епархии.

В сорок лет он лишился супруги и поселился в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери, где в 1663 году был пострижен в иночество с именем Митрофан. Здесь он положил начало своим монашеским подвигам, намереваясь провести в тихой обители всю свою жизнь. Но Господь судил иначе: в 1665 году святой Митрофан стал настоятелем Яхромского Космина монастыря, а в 1675 году патриарх Иоаким, почитавший его за благочестие и мудрую распорядительность, поручил ему наставничество в другой, более обширной и славной Унженской обители во имя Живоначальной Троицы, которая при нем достигла своего процветания. В 1682 году его избрали епископом новоучрежденной Воронежской епархии.

Воронежский край требовал для своего церковного устройства больших трудов, забот и настойчивости. Многие его жители не только носили языческие имена, но и жили по-язычески. И, вступив на Воронежскую кафедру, святой Митрофан самоотверженно принял на себя нелегкие святительские труды по духовному просвещению края. Незадолго до своей кончины в 1703 году святитель принял схиму с именем Макарий.

Погребен он был в возведенном им Благовещенском соборе в Воронеже; у гроба особо почитаемого воронежцами угодника Божия происходили многие чудеса. Канонизация святителя Митрофана состоялась в 1832 году, и до сих пор верующие, приходящие к мощам святого с молитвой, получают помощь и исцеление.

Автор статьи выражает благодарность за помощь в подготовке материала клирику Духосошественского кафедрального собора священнику Андрею Евстигнееву и Елене Плякиной.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/165.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика