Русская линия | 29.05.2009 |
«Город Вятка (современное название „Киров“) входит в число древнейших городов северо-восточной части Европейской России. В общероссийских летописях (Троицкая, Воскресенская и др.) название „Вятка“ впервые упоминается с 1374 г. в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию. Согласно летописным источникам — „Сказанию о вятчанех“, „Летописцу старых лет“ и „Повести о стране Вятской“, первые русские поселения на Вятской земле были основаны в 1181 г. новгородцами. К числу их принадлежит и город Вятка, что подтверждается данными археологических изысканий. Название „Вятка“ является первоначальным. После возведения в 1457 г. городских укреплений — Кремля — за главным городом Вятской земли закрепилось название „Хлынов“. Но название „Вятка“ не исчезло и все это время бытовало в качестве неофициального названия города. В 1780 г. Императрица Екатерина II своим указом восстановила историческое название города и утвердила Вятку центром обширной губернии. 5 декабря 1934 г. Постановлением ВЦИК Вятка переименована в город Киров. Причем в Постановлении Вятка названа „родиной Сергея Мироновича Кирова“. Однако это не соответствует действительности — С.М.Костриков (Киров) родился 15 марта 1886 г. в городе Уржум Вятской губернии», — отмечается в итоговом документе Института истории РАН.
Как информируют историки, родители Кирова приехали в Вятскую губернию из Пермской перед его рождением, сам он, с 1886 по 1901 гг., жил в Уржуме, переехав осенью 1901 г. в Казань, и в Уржум уже никогда более не возвращался. «А в Вятке С.М.Костриков (Киров) вообще никогда не был и ни разу не упомянул в своих выступлениях и работах, т. е. его революционная и политическая деятельность не связана с Вяткой. Переименование Вятки в Киров не имело оснований в истории и культуре города», — говорится в справке.
Историческая экспертиза также отмечает, что переименование города способствовало ускоренному уничтожению наиболее ценных памятников духовного и культурного наследия многовековой Вятки — «уже в январе 1935 г. утвержден новый генеральный план г. Кирова, в соответствии с которым в его центральной части в течение всего трех лет закрыты и снесены Свято-Троицкий кафедральный собор (1762 года), Воскресенский собор (1700 г.), Богоявленский собор (1709 г.), Покровская церковь (1710 г.), Владимиро-Богородицкая церковь (1718 г.) и Александро-Невский собор, построенный в 1839—1864 гг. по проекту А.Л. Витберга. При этом в ходе политических репрессий арестованы и расстреляны многие ни в чем не виновные горожане, в том числе управляющий Вятской епархией архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский), после расстрела которого в 1937 г. Кировская (Вятская) епархия перестала существовать. Также были закрыты мусульманская мечеть и старообрядческая молельня, их служители репрессированы. В результате беспрецедентных гонений к началу Великой Отечественной войны в черте г. Кирова не осталось ни одного действующего храма. Коммунистические репрессии имели общегосударственный масштаб, однако в городе, которому присвоили имя коммунистического руководителя Кирова, погибшего якобы от рук членов „троцкистско-бухаринской банды“, обвинения в принадлежности к этой „банде“ предъявлялись с особым рвением. В результате переименования наиболее самобытные и яркие явления вятской культуры (такие, например, как Дымковская игрушка или капо-промысел) утратили естественную идентификацию с топонимикой региона и областного центра, а сам он почти утратил свою историко-культурную уникальность, оказался в ряду многих населенных пунктов, названных в честь С.М. Кирова».
«Кроме того, — отмечается далее, — сам С.М.Киров соучаствовал в красном терроре в Армении и Азербайджане, в жестоком раскулачивании трудового крестьянства на Северо-Западе РСФСР и в массовых репрессиях против ни в чем не виновных жителей Ленинграда. С.М.Киров соучаствовал в репрессиях против выдающийся ученых Академии наук СССР. С.М.Киров боролся за те идеологические предположения, которые к исходу XX века показали свою цивилизационную несостоятельность, утопичность и были отвергнуты народом России. Поэтому сохранение в демократической России XXI века его имени в названии города является явным анахронизмом».
Из всех же наименований города наиболее устоявшимся в историческом пространстве следует признать название «Вятка», констатируют историки: «Во-первых, топоним „Вятка“ является наиболее ранним, зафиксированным в летописных документах названием одного из крупных центров северо-востока Европейской России. Во-вторых, название „Вятка“ сохранялось как географическое понятие и в период существования города Хлынова. В-третьих, история Вятки отражала важнейшие этапы духовно-нравственного и культурного, социально-экономического и политического становления города и России в целом, связанные с проведением преобразований Екатерины II, великих реформ Александра II, с революционными событиями начала XX в. В-четвертых, с историей Вятки неразрывно связана деятельность людей, внесших выдающийся вклад в развитие общественной жизни, науки и культуры всей страны (А.И.Герцен, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грин, К.Э.Циолковский, А.А.Спицын, В.М.Бехтерев и др.). В-пятых, понятие „Вятка“ имеет широкое распространение в современном лексиконе — используется в наименованиях местных организаций и учреждений (Вятская торгово-промышленная палата, Вятский государственный университет, Вятский государственный гуманитарный университет, Вятская государственная сельскохозяйственная академия и т. д.), периодики („Вятский край“, „Вятский епархиальный вестник“, „Вятская речь“, „Вятский наблюдатель“), звучит в названиях научных и литературных сочинений. Учитывая вышесказанное, считаем исторически целесообразным возвращение городу Кирову его названия „Вятка“ как первоначального и самого устоявшегося в традиционной российской культуре».
Русская линия