НГ-Религии | Дмитрий Урушев | 16.08.2006 |
Таким образом, Старообрядческая Церковь временно осталась без епископов. Но многие староверы, убежденные в святости и вечности священства и не мыслящие без него полноценной духовной жизни, не теряли надежды, что когда-нибудь найдут архиерея, достойного возглавить их Церковь. Поиски такого епископа продолжались почти два века и завершились в 1846 году присоединением к старообрядчеству митрополита Амвросия.
Святитель Амвросий (в миру Андрей Попович) был греком. Он родился в 1791 году в Османской империи в селе Маистра неподалеку от города Эноса (ныне в Турции). В ту пору греки страдали под жестоким турецким игом. Все тяготы этого ига вместе с народом разделили и предки митрополита — православные священники. Его отец, Георгий, был 22-м священником в своем роду.
Отец с детства готовил Андрея к церковному служению. Юноша поступил в духовное училище, где прослушал курс богословских наук. В 1811 году он женился и в том же году был поставлен в священники. В 1814 году Андрей овдовел, а в 1817 году принял иночество и был наречен Амвросием. Благочестивым поведением и хорошим образованием Амвросий снискал уважение иерархов Греческой Церкви.
В 1823 году его назначили настоятелем Свято-Троицкого монастыря на острове Халки в Мраморном море. Здесь на Амвросия обратил внимание Константинопольский Патриарх. Он перевел способного инока в Стамбул и поручил ему почетную и ответственную должность «протосингела Великой Церкви» (ближайшего помощника Патриарха). В 1835 г. Амвросий был возведен в сан митрополита Боснийского и немедленно выехал к своей пастве.
Турки немилосердно угнетали боснийских сербов. И митрополиты обычно не вмешивались в дела властей. Но не таков был Амвросий! Он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение славян и стал на их сторону. Это было так необычно, так противоречило издавна сложившемуся народному понятию о греческих архиереях, что сербы даже не признавали святителя за грека. Распространился слух, что Амвросий природный славянин, болгарин. А когда сербы подняли восстание против губернатора-паши, митрополит принял сторону восставших. Он говорил: «За кого народ — за того и владыка!»
Восстание привело к печальным результатам. Турки подговорили боснийских купцов написать Патриарху донос на Амвросия, будто бы он «мешается в нехорошие дела» и «сочинил клевету на пашу». Патриарх, во всем зависевший от произвола турецкого султана, понимал, чем вызваны обвинения против митрополита, но не посмел выступить против османских властей, требовавших смещения популярного в народе архиерея. Патриарх отозвал митрополита в Константинополь, где святитель проживал как архиерей без кафедры.
В то же время староверы активно искали благочестивого епископа, для которого была учреждена кафедра в Австрийской империи, при монастыре в селе Белая Криница (ныне на Украине). Поисками занимались иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов). Путешествуя по Востоку, в Константинополе они познакомились с Амвросием и не раз беседовали с ним о религиозных вопросах, в том числе о староверии и его нуждах.
Павел и Алимпий изложили митрополиту историю старообрядчества. Этот рассказ тронул святителя. Он проникся любовью к русским староверам, терпевшим от русских же властей мучения, сравнимые только с мучениями греков и сербов под турецким игом. Кроме того, митрополит уверился в том, что старообрядчество во всем следует канонам и обычаям византийского православия.
Приняв решение о присоединении к Старообрядческой Церкви, митрополит вместе с иноками в конце мая 1846 года отправился в Австрию. В Вене Амвросий подал императору Фердинанду V Габсбургу прошение, в котором заявил, что «с твердостью решился принять избрание старообрядческого общества в верховного пастыря, видя пред собою самое явное Божественное провидение, которое меня предназначило, дабы оное общество руководить к вечному блаженства пути. Для того с искреннейшим желанием, любовью и ревностью всю свою силу и жизнь за благосостояние такового общества готов пожертвовать».
Из Вены святитель отправился в Белую Криницу. Здесь 28 октября 1846 года произошло торжественное присоединение митрополита Амвросия к Старообрядческой Церкви. На следующий год он рукоположил первых староверческих епископов — Кирилла (Тимофеева) и Аркадия (Дорофеева).
Слух о Белокриницком митрополите достиг Николая I, который требовал, угрожая войной, чтобы австрийские власти наказали Амвросия. Архиерей был вызван в Вену, где ему предложили либо отправиться в пожизненную ссылку, либо отречься от старообрядчества и возвратиться к Константинопольскому Патриарху. На это святитель мужественно ответил: «Я единожды сию религию принял и уже вспять возвращаться не желаю!»
В 1848 году митрополит получил предписание отправиться в ссылку в город Цилли (ныне в Словении). Но и здесь он не прекращал общения со староверами, часто посылая письма в Белую Криницу. С годами здоровье Амвросия ухудшилось. Но рассудок, память и дар речи не покидали больного до самой кончины, последовавшей 30 октября 1863 года. Родные похоронили его на греческом кладбище в городе Триесте (ныне в Италии), так как в Цилли все кладбища были католическими.
В 1996 году на Всемирном старообрядческом Соборе в Белой Кринице митрополит Амвросий был причислен к лику святых как великий угодник Божий и исповедник православной веры. А через четыре года мощи св. Амвросия были перенесены с кладбища Триеста в Покровский собор города Брэила (Румыния), где ныне размещается резиденция Белокриницкого митрополита.