НГ-Религии | Дмитрий Хаустов | 16.08.2006 |
Внимание РПЦ к политической ситуации на Украине неслучайно. В ходе дебатов вокруг текста так называемого «Универсала национального единства», подписание которого должно было положить конец политическому кризису в стране, «церковный вопрос» стал одним из наиболее острых. Так президент Виктор Ющенко и возглавляемая им партия «Наша Украина» выступали за создание в стране единой Поместной Православной Церкви, тогда как Партия регионов Виктора Януковича однозначно высказалась за невмешательство политических сил в церковные дела.
Слова Ющенко, произнесенные им на заседании так называемого круглого стола в конце июля, вызвали оживленную реакцию как в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), так и в светских СМИ. Президент призвал украинские политические силы поддержать создание «единой Поместной Украинской Православной Церкви» в целях укрепления «духовного суверенитета» и «политической соборности». При этом, как заявил Ющенко, объединиться должны четыре (!) Православные Церкви.
В УПЦ МП слова президента восприняли с недоумением. Почему четыре Церкви? Понятно, что Ющенко имел в виду УПЦ МП, а также Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинскую Автокефальную Православную Церковь (УАПЦ), подчиняющуюся Константинополю. Но кто же четвертый? Неужели греко-католики?
По всей видимости, как полагают в УПЦ МП, Ющенко говорил именно об Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), представители которой «порой любят именовать себя православными». Как известно, УГКЦ подчинена Ватикану, а ее глава Любомир Гузар даже носит кардинальскую шапку. Интересно, как представляет себе Виктор Ющенко церковное единство православных и католиков в «отдельно взятой стране»?
В ближайшее время отвечать на этот вопрос Виктору Ющенко, по-видимому, не придется. Пункт о формировании «единой Поместной Церкви» был исключен из окончательной редакции «Универсала», подписанной четырьмя из пяти ведущих политических партий Украины 3 августа. Ставить свою подпись под документом отказалась лишь Юлия Тимошенко, кстати, считающая вопрос о единой Поместной Церкви принципиальным.
Сама идея создания единой Поместной Православной Церкви на Украине оглашается президентом Ющенко не впервые. Год назад, 24 августа, во время празднования Дня независимости Украины он заявил, что именно такой Церкви принадлежит «высокая миссия возвращения нации к ее духовным истокам» (см. «НГР» от 21.09.2005 г.) Уже в марте текущего года Ющенко, выступая на пресс-конференции в Збаражском замке (Тернопольская область), сказал: «Я считаю, что Украина придет к единой Поместной Церкви, это уже очевидно».
Свой оптимизм президент объяснил позитивными итогами встреч с Константинопольским Патриархом Варфоломеем I и «главами православных Церквей Украины». Подразумевал ли Виктор Ющенко беседы с митрополитом Владимиром (Сабоданом), главой УПЦ МП? Едва ли, ведь бескомпромиссная позиция предстоятеля УПЦ МП хорошо известна: Украине нужно не «объединение православных Церквей», а возвращение «раскольников» из УАПЦ и УПЦ КП в лоно Московского Патриархата. В декабре прошлого года митрополит Владимир заявил в интервью украинскому еженедельнику «Корреспондент», что «уважает Ющенко как президента, но не как верующего человека, посещающего храмы раскольников».
Интересно, что и окончательный текст «Универсала национального единства» содержит намек на возможность «единства» в украинском православии. Так, в 14-м пункте документа говорится о необходимости «уважительного отношения к объединительным стремлениям верующих всех православных Церквей». Фактически «Универсал» лишь требует от государства и политических сил «невмешательства в объединительный процесс».
В РПЦ выразили удовлетворение итогами дискуссий по «церковному вопросу» и итоговой редакцией «Универсала». По словам секретаря Отдела внешних церковных связей МП протоиерея Николая Балашова, возникновение раскола среди православных на Украине во многом связано с «вторжением политической стихии в решение внутрицерковных вопросов». Теперь же, когда политические силы, по крайней мере декларативно, отказались от вмешательства в церковные дела, восстановление единства среди православных Украины, по мнению Балашова, должно ускориться.
В то же время лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, поставивший свою подпись под документом, в ходе заседания круглого стола выступил с критикой формулировки 14-го пункта. Он считает, что разработчики «Универсала» пытаются «спрятать практическое стремление создать или навязать Поместную Церковь».
Голос главы Компартии Украины фактически звучит в унисон с голосом Московского Патриархата: Православная Церковь, наделенная в 1992 г. достаточной автономией, на Украине уже существует. Если же речь заходит не о «возвращении раскольников», а о создании некой новой, доселе не существовавшей церковной структуры, независимой от Москвы, то налицо явная политическая игра.
Можно сказать, что компромисс по «церковному вопросу», достигнутый украинскими политиками, — явление временное. Едва ли Виктор Ющенко откажется от идеи создания единой Поместной Церкви, хотя представители Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и обвиняют его в «сдаче позиций». Впрочем, совсем недавно депутат от БЮТ Дмитрий Выдрин предположил, что нерешительность президента в вопросе о выдвижении кандидатуры Януковича на пост премьера объясняется тем, что Ющенко не православный, а… «тайный буддист, для которого недеяние важнее деятельности». Шутки шутками, а религиозная риторика, используемая украинскими политиками, — безусловно явление симптоматичное.