НГ-Религии | Павел Круг | 16.08.2006 |
«Памятка адресована российскому гражданину, который на каждом шагу сталкивается с бытовой коррупцией, — заявил Пржездомский корреспонденту „НГР“. — Мы исходим из того, что на сегодняшний день для российского гражданина нет персонифицированных авторитетов. Поэтому мы обратились к представителям основных религий, традиционных для России, с тем чтобы получить ориентиры — как рассматривается вопрос взяточничества в священных книгах. Для верующего человека это будет иметь некоторое значение».
Пржездомский не видит ничего плохого в апелляции к авторитету религии в деле борьбы с коррупцией. На вопрос об эффективности такого метода он заявил, что, по крайней мере, «это не будет вредным и может играть позитивную роль». Распространение инструкции-памятки Пржездомский назвал также «богоугодным делом». Он отметил, что документ уже был согласован с уполномоченным по правам человека при президенте РФ Владимиром Лукиным.
Что же в священных текстах содержится такого, что может заставить чиновника отказаться от получения взятки, а его клиента — воздержаться от соответствующего предложения?
В Библии помимо упоминания слова «взятка» представление о коррупции выражено и такими словами, как «подкуп» и «мзда». Сложно судить, есть ли принципиальная разница между этими тремя понятиями в библейском тексте (в отличие, кстати, от Уголовного кодекса РФ, где термины «взятка» и «коммерческий подкуп» разведены). Ветхозаветный пророк Исайя, в частности, обещает: «Тот, кто удерживает руки свои от взяток, будет обитать на высотах» (Ис. 33: 15−16). В книге пророка Иезекииля, напротив, Господь говорит народу: «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь» (Иез. 22: 12), а в книге пророка Иоиля сказано: «Обращу мзду вашу на голову вашу» (Иоил. 3: 7). Таким образом, Библия в борьбе с коррупцией может предложить как «кнут», так и «пряник». Все дело в том, какие именно цитаты войдут в преамбулу «памятки Пржездомского».
В мусульманских священных текстах также можно найти осуждение коррупции. «Аллах проклял взяточника, взяткодателя и их посредника», — гласит один из хадисов пророка Мухаммеда. В одной из своих проповедей он также предостерегал людей, использующих свою власть в корыстных целях: «Если тот, кого мы назначили на работу, скрыл от нас нитку или даже что-либо меньше этого, то он предстанет с этой кражей в Судный день».
«Конечно, это не панацея», — говорит о своей инициативе сам Пржездомский. Очевидно, в Общественной палате все же понимают, что победить коррупцию с помощью одного цитатника невозможно. Кстати, те проблемы, с которыми сталкиваются современные борцы с коррупцией, были знакомы еще библейскому пророку Михею: «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих. 7: 3).
Извратят ли чиновники благие намерения Общественной палаты на сей раз, покажет время. Однако Библию, например, можно рассматривать и как свидетельство того, что взяточничество существовало еще в ветхозаветные времена. Факт красноречив сам по себе. Не даст ли инициатива Общественной палаты обратный эффект в том случае, если чиновники и вправду доберутся до книжных полок, прочитают священные тексты и сделают критические выводы — на свой лад? Тем более что далеко не все чиновники верят в Судный день! Во всяком случае, первоначальный тираж инструкции-памятки в 100 тыс. экземпляров поступит из типографии уже на этой неделе.
По мнению заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина, «такая инициатива может быть мощным призывом к совести тех людей, которые могут впасть в искушение взять или дать взятку».
«Эта инициатива назревала давно, — заявил „НГР“ Дамир Гизатуллин, заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР). — Наверное, она будет эффективной: ведь христиане, мусульмане и иудеи составляют большую часть населения РФ».
В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) настроены не так оптимистично. «Никакой страх перед судом и тюрьмой не может сравниться с богобоязненностью, — считает глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. — Однако та идея, что российские чиновники, узнав о библейских истинах, сразу станут богобоязненными, является чрезмерно романтическим представлением о морали современного человека. На сегодняшний день это маловероятно». При этом Горин подчеркнул, что слова пророка Моисея «проклят, кто берет подкуп» (Втор. 27: 25) должны быть «золотыми буквами выбиты на каждом учреждении».
Во всяком случае, распространение антикоррупционных брошюр со ссылками на священные тексты останется своего рода символическим актом. Современная российская действительность богата на подобные PR-акции. Заклинание чиновников цитатами из Библии, Корана и Торы стоит в одном ряду с идеей повышения обороноспособности страны с помощью меча Ильи Муромца. Именно такой артефакт передал на днях Патриарх Алексий II президенту Владимиру Путину. В такой ситуации инициатива Общественной палаты выглядит уже не символическим, а симптоматичным явлением.