Русская линия | Марат Мусин | 22.05.2009 |
Принципиально важно, что главной угрозой национальной безопасности признана сырьевая модель отечественной экономики — позорящая нас сегодняшняя модель проедания национального богатства, макроэкономический курс страны, соответствующая экономическая и социальная политика правительства. Под эти жесткие определения теперь подпадают многие действия власти, включая принятые в последнее время антикризисные меры. Сегодня доктрина Совета Безопасности позволяет привлечь к уголовной ответственности ряд конкретных должностных лиц, вопреки очевидному предложивших руководству страны заведомо неработающие меры выхода из кризиса. В числе этих мер: механизм госгарантий, кредитование реального сектора экономики через частные банки, спасение фондового рынка, избранных банков и олигархов, девальвацию национальной валюты и игру против рубля, установление запретительной ставки кредитования реального сектора экономики, структура федерального бюджета и многое другое. Президент Медведев, оговариваясь, что виновных искать не будет, публично признал — большинство этих мер не сработало и «деньги не дошли» по назначению (вопрос к Счетной Палате, куда они делись).
Однако, в отношении практических мер и путей их достижения у разработчиков стратегии нет никакой ясности. Они не понимают, в частности, что без национализации стратегических высот экономики (сырьевой, банковской, земельной, инфраструктурной ренты и т. д.), подчинения сырьевого капитала промышленному этот переход осуществить будет невозможно. И отношение к вопросу гарантированного обеспечения жильем это наглядно доказывает.
Доктрина состоит из шести разделов. Общие положения первого раздела и содержащиеся там славословия власти — всего лишь дежурная дань политесу. Ведь утверждения о прозорливой и мудрой политике последних лет скорее выдают желаемое за действительное и потому доверия не вызывают. Вместе с тем, в шестом пункте сформулированы все необходимые базовые определения, которые, однако, нуждаются в уточнении. Например, определение национальных интересов дается через совокупность собственных потребностей безопасности в рамках однобокого атомарного подхода, причем в отрыве от проблем безопасности остальных членов международного сообщества. Более правильно формулировать понятие национальных интересов в рамках отношенческой (дуальной) парадигмы. Например, как удовлетворение совокупности внутренних и внешних потребностей в собственной безопасности в обмен на возложение на себя обязательств и гарантий глобальной безопасности.
Во втором разделе, посвященному современному состоянию дел, глобальным тенденциям, вызовам и угрозам настоящим прорывом можно считать двадцатый пункт: «Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие».
Однако, иначе как отрыжкой сырьевой модели экономики нельзя назвать девятый пункт этого же раздела: «ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене». Но когда государство начинает всерьез размахивать углеводородной дубиной, тезис о «закреплении в числе государств — лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда» звучит, по меньшей мере, двусмысленно. Впрочем, ряд экспертов относит этот пункт к тактике сдерживания.
Разработчики правильно видят будущие угрозы в стремлении развитых стран силой обеспечить «обладание источниками энергоресурсов». Однако авторы просмотрели главную стратегическую угрозу. Сегодня Запад сделал ставку на снижение в течение ближайших 5−7 лет своей зависимости от экспорта углеводородов, форсировав переход к альтернативной энергетике на базе возобновляемых источников энергии и энергосберегающим технологиям. После кризиса наступит постнефтяная эра, в которой достойного места сегодняшней России попросту нет.
В следующем разделе достаточно четко определены основные национальные интересы и приоритеты на долгосрочную перспективу. Это и повышение конкурентоспособности национальной экономики, и построение гражданского общества, и обеспечение территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. В числе главных стратегических приоритетов названы: «повышение качества жизни, высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, развитие национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; развитие прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны».
В четвертом разделе «Обеспечение национальной безопасности» представлена детальная, хорошо проработанная программа укрепления национальной обороны, государственной и общественной безопасности, повышения качества жизни российских граждан, обеспечения экономического промышленного роста, развития науки, технологии и образования, здравоохранения и культуры, экологии и рационального природопользования, стабильности и равноправного партнерства. В числе прочего отметим сохранение потенциала стратегических ядерных сил, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, коренное улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, обеспечение доступности жилья, достойной оплаты труда, проведение активной государственной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; ставку на инновации, наукоемкую продукции и продукцию с высокой добавочной стоимостью.
В предпоследнем разделе к основам реализации стратегии отнесено, в частности, создание важнейших механизмов и системы стратегического планирования, единой системы распределенных ситуационных центров.
В заключительном разделе с учетом рекомендаций науки определены основные характеристики состояния национальной безопасности, которые включают оценку и мониторинг таких ключевых показателей как уровень безработицы относительно всего экономически активного населения; соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения; уровень роста потребительских цен и госдолга в % от ВВП, обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки также в % от ВВП; уровень обновления вооружения и обеспеченности кадрами. Можно рекомендовать расширить этот базовый список двумя ключевыми показателями: показателями продолжительности жизни и разницы между мужской и женской смертностью, характеризующей силу давления совокупности всех негативных факторов воздействия на наших людей.
Марат Мусин, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета, специально для «Русской линии»
http://rusk.ru/st.php?idar=182957
Страницы: | 1 | |