Русская линия | 14.05.2009 |
«„Пьянство — вражда на Бога… Пьянство — это добровольно накликаемый бес… Пьянство отгоняет Святого Духа“ — писал св. Василий Великий. „Пьянство… - это многообразный и многоглавый зверь. Здесь вырастает у него блуд, там — гнев; здесь — тупость ума и сердца, а там — постыдная любовь… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница“, — наставлял св. Иоанн Златоуст», — цитирует высказывания святых отцов относительно порока пьянства архиепископ Евлогий.
«К трезвой жизни призывали народ многие пастыри и учители Русской Православной Церкви. Первую в русской истории проповедь — „Слово о пьянстве“ — составил еще преподобный Феодосий Печерский в XI веке. В конце ХIII столетия митрополит Киевский Кирилл на Соборе, созванном им здесь, во Владимире, порицал христиан, предающихся пьянству в Божественные праздники. Те же мысли звучали в „Поучении игуменам, попам и диаконам“ Святителя Петра Московского в ХIV веке. В 1551 году Стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло практически во все сферы общественной жизни. Патриарх Никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный — „собор о кабаках“) и издал распоряжения, ограничивающие пьянство. Проповеди против пьянства писали святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский», — отмечается в обращении архиерея.
«Святейший Синод Указом от 10 августа 1859 года благословил духовенству „живым примером собственной жизни и частым проповеданием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина“. Так было положено начало обществам трезвости. Стоит отметить, что именно тогда, в ХIX веке, в Высоцком мужском монастыре города Серпухова как благословение Божие явлена была чудотворная икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, по молитвам перед которой подаются исцеления страждущим недугами винопития и наркомании», — говорится в послании владыки Евлогия.
«Вообще духовенство и Церковь неизменно занимали особый, самый горячий участок антиалкогольного фронта. Согласно данным Владимирской губернской статистики, в начале прошлого века проповеди приходских священников были наиболее популярной мерой борьбы против пьянства. Но этим дело не ограничивалось. Составлялись и распространялись молитвенные чины об избавлении от пьянства, создавались приходские общества трезвости, — такие, как Свято-Ольгинское Общество Трезвости при Спасской церкви в Иваново-Вознесенске. О масштабе деятельности Общества свидетельствует, например, устроенный в мае 1913 года крестный ход, в котором приняли участие десять тысяч человек», — сказано в обращении.
«И сегодня, в условиях демографической кризиса, немаловажной причиной которого является алкоголизм, мы должны возрождать вековые традиции нашего народа, чтобы трезвенническое движение вновь приобрело всероссийский масштаб. Мы должны спасти нашу страну, наших детей, ее будущее и будущее Церкви, предложив им духовную поддержку в преодолении порока. Пьянство — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Вовлекая страждущих этим страшным пороком людей в активную общинную и евхаристическую жизнь, Церковь воспитывает в них духовное начало. А обретая духовное начало, человек сам обращается к трезвости», — подчеркивается в Обращении архиепископа Евлогия.
Русская линия