Русская линия | Леонид Ивашов | 13.05.2009 |
Как сообщает сегодня информационный портал Утро.Ru, Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О стратегии национальной безопасности России до 2020 года». В основе документа находятся ключевые установки развития России и обеспечения нацбезопасности, которые были сформулированы в Послании Президента Федеральному Собранию 5 ноября прошлого года. Стратегия была представлена на заседании Совбеза в марте, после чего в нее были внесены незначительные изменения.
Стратегические цели совершенствования национальной обороны заключаются в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Согласно документу, в мире складывается иная геополитическая ситуация в силу укрепления новых центров экономического роста и политического влияния. При этом отмечается, что несостоятельность ориентированной исключительно на НАТО системы безопасности и несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу международной безопасности. Как отметил глава Совбеза Николай Патрушев, отношения России и НАТО будут определяться неприемлемыми для нашей страны планами продвижения военной инфраструктуры Альянса к российским границам.
В стратегии национальной безопасности также говорится, что политика некоторых ведущих зарубежных государств, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего — в стратегических ядерных силах, представляет угрозу для военной безопасности России. Согласно документу, формирование в одностороннем порядке глобальной системы ПРО и милитаризация околоземного космического пространства могут привести к новому витку гонки вооружений. А отход от международных договоренностей в сфере ограничения и сокращения вооружений отрицательно влияет на военную безопасность России и ее союзников.
При этом, согласно стратегии, наша страна будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, которая исключает затратную конфронтацию и новую гонку вооружений.
На национальные интересы России также повлияют возможные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики и угроза распространения оружия массового поражения и его попадания в руки террористов. Кроме того, ожидается усиление глобального информационного противостояния, националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе — под лозунгами религиозного радикализма. Более ощутимым также станет дефицит пресной воды.
Кроме того, в среднесрочной перспективе будут напоминать о себе ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
В документе особо отмечается, что наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи российской государственной границы и незавершенность международно-правового оформления рубежей России с рядом сопредельных государств представляют угрозу безопасности нашей страны.
Что касается экономики, актуальной в свете кризиса, секретарь Совбеза сообщил, что безопасность страны будет обеспечена через достижение стратегических национальных приоритетов. «Должно обеспечиваться устойчивое развитие России, ее становление в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом и достойным качеством и уровнем жизни народа. В стратегии заложен принцип безопасности через устойчивое развитие, в первую очередь, экономики и социальной сферы, предусматривающий социальные, политические и экономические преобразования для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан», — заявил Патрушев.
Как отметил Л. Ивашов, «в общих положениях принятой стратегии констатируется состояние России, но, мне кажется, это сугубо пропагандистский вариант: в документе прописано, что в России настолько все безоблачно и благополучно, что и делать ничего не нужно». «Кроме того, в документе присутствует сумбур в оценке мировой ситуации. Нет отображения реальных геополитических вызовов России — таких, как однополярный мир, блоковые схемы, перспективы обострения борьбы за ресурсы и т. д., а в основном надерганы частности», — продолжил эксперт.
«Что же касается угроз военной безопасности России, то и здесь подход несистемный. Есть апелляция к тому, что для нас, учитывая наше состояние и нынешние тенденции, представляет угрозу НАТО, размещение ПРО в Европе. А размещение ПРО в космосе, на Дальнем Востоке и так далее — подобные угрозы в документе никак не отображаются. Вообще не упомянуто, что американцы уже имеют над нами десятикратное превосходство в наступательных обычных вооружениях, то, что существует нацеленная на Россию концепция быстрого глобального удара. В общем, надергали авторы нового документа все, что лежит на поверхности, и н6е более того», — подчеркнул аналитик.
«Далее в документе ставятся задачи. Причем присутствуют такие посылы: Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание среднесрочной перспективы и закрепиться в числе государств-лидеров в мировой экономике и разделении труда. Ставятся задачи закрепить Россию на позициях мировой державы. Я не знаю, с чем это связано. Если завтра перекрыть нашу трубу, то наше участие в мировой экономике в лучшем случае сведется к торговле матрешками. Я бывал на Западе, ходил по магазинам — там найдешь товары из Вьетнама, Южной Кореи, Латинской Америки, но русских товаров там просто нет. Так что наше участие в мировой экономике и вся наша „великодержавность“ сводится только к двум элементам: это наши нефтегазовые ресурсы и пока еще поддерживающийся ядерный потенциал. Говорить о том, что мы станем мировой, в том числе экономической, державой, — это бред», — считает Л.Ивашов.
«Что же касается военной организации, то да, в документе провозглашается „новый облик“ и поддерживаются текущие реформы. Но опять же — ссылка на вооружение и военно-промышленный комплекс (ВПК) несостоятельна, потому ВПК как системы у нас нет. Есть отдельные направления, которые выжили. Нет основы для ВПК, нет экономики, построенной на современных технологиях, на инновациях. Раз нет такой экономики — ВПК будет деградировать. Так что и этот раздел можно подвергнуть обоснованной критике», — продолжил ученый.
«Что касается внешней политики, то новый документ говорит о стремлении выстраивания Россией равноправного полноценного стратегического партнерства с США на основе совместных интересов. Это не более, чем блеф. Стратегическое партнерство, как правило, осуществляется между государствами, имеющими примерно равный стратегический потенциал. Если взять экономику, то это какой-то клочок по сравнению с цельной экономической мощью США. То же самое обстоит и с вооруженными силами. Если исключить ядерный потенциал, (количество и качество которого мы с американцами сегодня сокращаем), то с обычными вооруженными силами мы с американцами даже ни в какое сравнение не идем. А это значит, что никаких равноправных договоренностей с американцами не будет. Они будут нам диктовать свои условия, а мы будем их выполнять, потому что они в сто крат сильнее», — полагает эксперт.
«Есть, конечно, в документе и какие-то сильные, хорошие, правильные моменты. Но они не имеют материального и волевого основания для того, чтобы о них объявлять. Это в целом бессистемный, рваный документ. И он основывается не на реалиях, а на наших мечтах и пожеланиях», — считает Леонид Ивашов.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182802
|