Русская линия | Андрей Кобяков | 12.05.2009 |
Как пишет сегодня газета «Ведомости», Правительство России работает над «вторым антикоррупционным пакетом» мер, направленных на вывод из тени доходов чиновников. Председатель Счетной палаты Российской Федерации и член президентского совета по противодействию коррупции Сергей Степашин рассказал «Ведомостям», как правоохранительные органы и ФСБ будут организовывать проверки в этой сфере. По мнению Степашина, на первых порах проверки будут частыми. Как рассказал Степашин, антикоррупционной экспертизой будет главным образом заниматься Генеральная прокуратура. Счетная палата, как и прежде, будет давать заключение, насколько эффективно конкретные законы регулируют расходование бюджетных средств и использование федеральной собственности.
По мнению председателя Счетной палаты, чтобы вести борьбу с откатами, следует централизовать систему мониторинга и аудита госзакупок. Необходима и внешняя экспертиза, особенно если речь идет о крупных контрактах с низкоструктурированными расходами. Счетная палата настаивает на применении многоэтапных конкурсов при размещении заказов на инновационную и технически сложную продукцию. Аукционная форма размещения заказов на такие виды продукции и услуг вообще должна быть исключена, считает Степашин. Он отметил что, следует разработать особый механизм размещения заказов на продукцию, цена на которую контролируется государством, а также на продукцию и услуги компаний, занимающих монопольное положение на своих рынках.
Как напомнил председатель Счетной палаты, пакет антикоррупционных законов вступает в силу с 2010 года. Ряд высших должностных лиц уже отчитались по новым правилам, указав, в том числе, доходы жен и несовершеннолетних детей. Как отметил Степашин, готовятся указы президента Медведева, в которых будет прописано, кто и перед кем отчитывается. Предполагается, что топ-менеджеры госкорпораций будут отчитываться о доходах и имуществе, как и госслужащие.
Помимо налоговых органов декларации будут направляться государственными гражданскими служащими еще и в кадровые подразделения своих организаций. Кроме налоговых органов, эти документы смогут проверять другие правоохранительные органы, в том числе ФСБ. Как отметил Степашин, будут предусмотрены проверки соответствия стоимости собственности задекларированным доходам. Что касается того, перед кем должны отчитываться губернаторы, депутаты, судьи, руководство и аудиторы Счетной палаты, то пока, как отметил Степашин, указов президента на эту тему нет. По мнению председателя Счетной палаты, все эти должностные лица, по всей видимости, будут направлять декларации в соответствующее подразделение администрации Президента. Сенаторы и депутаты Госдумы — в кадровые подразделения аппаратов палат.
Один из вариантов проекта нового антикоррупционного указа Президента предусматривал, что государственные служащие, особенно чиновники внутри одного ведомства, если они видят и знают, что их коллега принимает подношения и живет не по средствам, обязаны информировать об этом соответствующие структуры. Однако, по сведениям Сергея Степашина, требование к госслужащим информировать обо всех ставших им известными фактах коррупции из проекта указа изъято. Сохранилось только требование к государственному служащему обязательно сообщать о тех случаях коррупции, которые затрагивают его самого. Хотя Степашин и подчеркнул, что на Западе — это общепринятая норма, однако отметил, что главное в этом случае, чтобы такой контроль не обернулся тотальным доносительством и сведением счетов.
Напомним, что борьба с коррупцией находится под личным контролем Президента Дмитрия Медведева. Ранее Медведев заявлял, что в период кризиса особую важность приобретает борьба с коррупцией. По его словам, эти вопросы становятся самыми «сложными и чувствительными».
Комментируя предложения Счетной палаты, А. Кобяков заявил, что в целом поддерживает идею борьбы с коррупцией. «Она абсолютно необходима и с точки зрения высокой нравственности, потому что единство общества поддерживается только при понимании всеми членами этого общества идей справедливости и соответствующих действий, направленных на реализацию этих идей. Однако я выражаю определенный скепсис, что подобные процедуры будут иметь успех. Мне кажется, что здесь гораздо важнее некий вопрос воли, а этот вопрос как раз менее формализуем, потому что нельзя исключить, что степень коррумпированности уже настолько велика, в том числе и проверяющих организаций, что создание подобных формальных процедур ничего не улучшит», — отметил эксперт.
«Скорее, здесь нужно идти на создание особых структур, которые будут обладать особыми формами защиты, примерно так, как действует в США защита свидетелей, охрана в лице федеральных служб и т. д. Потому что тот, кто берется за это и делает борьбу с коррупцией занятием всей своей жизни, должен понимать, что это занятие очень опасное и часто не благодарное», — продолжил он.
«Я считаю, что если бы нынешние органы, которые призваны бороться с коррупцией, в их нынешнем состоянии были бы подходящими для этой борьбы, то, наверное, мы уже видели бы результаты этой борьбы, даже при тех формальных пакетах, которые ранее объявлялись для борьбы с этим явлением», — подчеркнул Андрей Кобяков.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182778
|