Русская линия
Православный Санкт-Петербург Алексей Бакулин16.08.2006 

Спас-на-любви

— Нет, в будни вы не приезжайте, — попросил меня о. Роман Гуцу, настоятель Спасского Всеволожского храма, — что тут в будни увидишь? Пенсионеров среди наших прихожан немного, в рабочие дни в храм ходить почти некому. Вот если в воскресенье…

В воскресенье храм был забит до отказа, но, конечно, не ради того приглашал меня о. Роман, чтобы похвастаться своей «посещаемостью». Дело в другом.

После службы все прихожане как один отправились в трапезную. Ну, может, не все, но большая часть. В обширном зале нас ждали длинные столы, уставленные нехитрой закуской: немного салата, чай, печенье… Для праздничной трапезы — скудноватое угощение, но люди на еду и внимания не обращали. Все ждали батюшку. Батюшка же после краткой молитвы обратился к собравшимся:

— Ну, возлюбленные, неделя быстро пролетела с последней нашей встречи, но и за эту неделю все мы успели прожить часть жизни: что-то узнали, над чем-то задумались, чего-то, может быть, и не поняли. Не возникли ли у кого какие вопросы? Давайте мы все вместе обсудим ваши недоумения!

Встала из-за стола женщина:

— У меня, отец Роман, есть вопрос. Я до сих пор молилась так: «Господи, дай мне то-то! Господи, сделай мне то-то!» А недавно моя подружка мне сказала, что просительная молитва — это удел одних новоначальных, что настоящие христиане так не молятся… Как же мне молиться, объясните!

— Ну, почему же, — улыбается о. Роман, — просительная молитва — вещь вполне законная. Сказано: «Просите, и дастся вам». Только это — низшая форма молитвы. Высшая форма — это молитва-славословие…

И далее все по порядку объясняет батюшка: подробно, с примерами из жизни… Затем встает солидный мужчина средних лет, известный всеволожский предприниматель.

— У меня не вопрос, я опытом поделиться хочу. Все помнят, как недавно мы с вами ездили в паломничество в Киев. Перед паломничеством меня предупреждали: «Вот подожди, съездишь к святым местам, и начнутся у тебя искушения! Возьмется за тебя бес!» А я недоумевал: откуда искушения, если я у святыни благодати набрался? Но вот вернулись мы из Киева, и началось такое!..

Общество с большим сочувствием слушает рассказ паломника, а затем все спешат рассказать нечто подобное из собственного опыта. Интереснее всех говорит местный юрист — его, как мне потом сказали, любят слушать на воскресных беседах. Батюшка поддерживает разговор, поправляет ошибающихся, вспоминает к месту цитаты из Писания и святых Отцов… Так проходит часа полтора, — домой никто не спешит…

— Неужели вы так беседуете каждое воскресенье? — спросил я потом у прихожан, — или сегодня были «показательные выступления»?

— Ну, что вы! — замахали на меня руками, — каждый выходной и каждый праздник! Да куда же мы без этих бесед?

— Конечно, нужно, чтобы храм был отремонтирован, чтобы и трапезная была, и воскресная школа, — говорил мне позже о. Роман, — а главное все же не это. Храм без людей — это просто каменная коробка. В первую очередь, нужно выстроить приход, нужно людей сплотить в одно целое.

В чьих-то устах такие слова прозвучали бы двусмысленно: мы-де только о духовном заботимся, нам в низкие строительные проблемы влезать не с руки… Но во Всеволожском храме во имя Спаса Нерукотворного образа и строительные дела решаются на самом высоком уровне: и храм, и территория вокруг него ухожены с великим тщанием. Не буду перечислять все, чему я здесь удивлялся, скажу только одно: прежде дорога к Спасской церкви была очень трудна — безконечный подъем в гору, да еще и по проезжей части, ибо тротуаров не имелось. Теперь стараниями о. Романа и его состоятельных прихожан построена специальная дорожка, по которой можно безопасно и удобно дойти до храма.

— Как же вы этого добиваетесь, батюшка? Почему все в городе вам помогают — и власти, и предприниматели? Чуть вы попросите о помощи — и вам сразу спешат ее представить?

— Главная помощь — от Бога. Он вразумляет и меня, и моих помощников. Прежде всего, нужно иметь любовь к людям, не делить всех на «наших» — православных и «не наших» — бездуховных бизнесменов и представителей власти. Нет, Дух дышит, где хочет. Иди к имущим, как к своим братьям, с любовью, и искорка духа в них обязательно вспыхнет, сердца отзовутся на любовь. Помогут они нам — и самим им станет радостнее, и, глядишь, в храм потянутся. Но вот, опять-таки, пришел человек в храм, — он же ещё многого не знает, все ему кажется чужим, непонятным. Мало втащить человека в церковную ограду, нужно, чтобы он там прижился, как дерево в новой почве. А почва эта — любовь, любовь прихожан друг другу и к своему пастырю. Вот почему наша Церковь не будет укрепляться, пока не укрепятся, не сплотятся приходы. Но, конечно, надо молиться о даровании такой любви. Я, например, своим духовным покровителем считаю Святителя Николая: ни одного дела без молитвы к нему не начинаю, а он меня из таких безвыходных ситуаций выводил… Не думайте, что все происходит, как по волшебству, — тут ведь очень трудно было. Прежний настоятель храма о. Игорь Скопец не выдержал этой тяжести — слёг в тяжком недуге и до сих пор еще не оправился; мы с прихожанами всегда навещаем больного батюшку: он, хоть и не служит, но по-прежнему остается в нашем духовном круге. Будем же крепить этот круг, а он укрепит нас: у любви такая математика — чем больше ее даешь, тем больше получаешь взамен.

Адрес храма Спаса Нерукотворного Образа: 188 710, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя, д. 11-а.

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n176/ta004.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru