Русская линия | Владимир Семенко | 07.05.2009 |
«Его отличала по-детски наивная вера в то, что не существует никаких принципиальных препятствий для того, чтобы воплотить в жизнь наши идеалы, наши представления о том, какой должна быть жизнь в России. Он верил, что для этого недостает только нашей христианской и политической воли. Это действительно его отличительная черта, которую редко в ком-нибудь можно встретить. Он верил в то, что в современной России при наличии соответствующих усилий со стороны всего народа можно воплотить нормы жизни, характерные для Древней средневековой Руси, которую он хорошо знал и которую сильно любил. Еще одной отличительной особенностью Махнача как человека, ученого и политика, безусловно, является то, что он всегда говорил правду. Он говорил правду в лицо нам, своим друзьям, когда, по его мнению, мы делали что-то не так. Каждый из нас имеет такой опыт общения с Махначом, но на него невозможно было обижаться. Он также говорил правду в лицо властям предержащим, и при этом, не обладая никакими возможностями, связанными с каким-то прикрытием или покровительством властей предержащих, он так себя поставил, что ему это сходило с рук, власть это терпела. Хотя мы знаем из его биографии, что у него были в советское время проблемы с КГБ и в постсоветское время тоже возникали проблемы с властью», — вспоминает Владимир Семенко.
«Уже достаточно сказано о значении Махнача как ученого и культуролога, поэтому хотелось бы сказать пару слов о его идеях, которые он нам завещал. Их мы должны помнить и быть готовыми к тому, чтобы воплотить их в жизнь. Так сложилось, что я присутствовал при записи последнего интервью Владимира Леонидовича, которое потом было превращено в статью „Канонический, но не Поместный“, посвященную недавнему Поместному Собору Русской Православной Церкви. Махнач практически единственный, кто осмелился сказать, что прошедший Собор каноничен, что он признает его результаты, а его единственным результатом стали выборы Святейшего Патриарха, но по факту это был не Поместный, а Архиерейский Собор с приглашением ряда священников и мирян. Махнач все время говорил о необходимости возвращения к нормам древней неразделенной Церкви. Он, в частности, говорил о том, что необходимо вернуться к тем установлениям, которые были приняты на Поместном Соборе 1917−1918 годов. Конечно, это совсем не означает, что мы должны соглашаться со всем, что он по этому поводу излагал, но и замалчивать этой позиции Владимира Леонидовича тоже нельзя», — подчеркнул публицист.
«Основным пафосом многих выступлений Махнача на церковно-общественные и церковно-политические темы была мысль о том, что в Церкви по самой ее природе невозможна бюрократия. Махнач говорил, что христианин принадлежит к Церкви, пока сохраняет со своим епископом единение любви, не повиновения, не субординации, а именно любви. Отсюда нетрудно видеть, что власть епископа предельно далека от бюрократической. Церковь вообще отторгает бюрократизацию, ибо любовь не формальна. Это буквально цитата из его работы „Снова о параметрах христианской политики: вчера и сегодня“. Мысль о том, что бюрократия, светская и церковная, не является властью, а является орудием для того, чтобы реализовывать соборную волю Церкви, а что касается светской бюрократии, то она предназначена для того, чтобы воплощать в жизнь волю народа, проходит красной нитью через все его публикации. Махнач говорил о тех проблемах церковной жизни, которые стоят перед нами и которые не решены, в том числе, и на последнем Соборе. Он все время отстаивал права Церкви в светском обществе. Он говорил о необходимости возвращения церковного имущества, о необходимости возвращения Церкви в систему образования», — отмечает православный публицист.
«Союз православных граждан, одним из отцов основателей которого является Владимир Леонидович Махнач, изначально и создавался для того, чтобы отстаивать интересы Церкви и чтобы воплощать в жизнь те нормы церковного устройства, которые были характерны для древней Церкви и в значительной степени для Церкви в дореволюционное время, и которые сейчас далеко не везде и не всегда воплощаются. Махнач остро критиковал те решения церковной и светской бюрократии, с которыми он был не согласен. В частности, как историк архитектуры он достаточно жестко критиковал тот вариант Храма Христа Спасителя, который в итоге был реализован. Он постоянно подчеркивал недостаточное участие православной общественности в принятии важнейших решений. Махнач указывал, на мой взгляд, вполне справедливо, и с этим согласятся все церковные люди, на тот разрыв, который, к сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин образовался между архиереями и простыми людьми в Церкви. Он говорил о необходимости возродить реальный церковный суд, говорил о необходимости вернуться к церковной регистрации крещений и церковных браков, потому что сейчас нет гонений, и никакой угрозы для нас в этом нет. Он говорил о необходимости возродить соборность, начиная от приходского уровня. Махнач напоминал, что, согласно Уставу РПЦ, приходское собрание выбирает приходской совет, и он хотел увидеть такой приход, где собирается приходское собрание. Он говорил о том, что необходимы собрания духовенства и мирян на уровне благочиний и на уровне епархий. Махнач говорил о том, что епархии слишком большие и их слишком мало, и что, когда епархии слишком большие, между архиереем и простым народом вклинивается церковная бюрократия. Постоянное обличение бюрократии — это мысль, которая красной нитью проходит через все его публикации и составляет главный пафос его последних работ», — подчеркивает В.Семенко.
«В заключении нужно сказать, что недостаточно просто хранить память о Махначе, просто вспоминать его как выдающегося историка, культуролога, политика и политолога, а необходимо обеспечить преемственность, надо сделать так, чтобы его идеи стали для нас не просто отвлеченным знанием, но и руководством к действию. Самое главное, что завещал нам Владимир Леонидович, — это не бояться говорить правду, при этом возрождение норм церковной жизни начинать с себя и верить в то, что наши идеалы осуществимы. Поскольку Владимир Леонидович был таким неисправимым оптимистом, поэтому закончить слово о нем на пессимистической ноте просто невозможно. Я повторю то, что он всегда говорил, прощаясь со своими близкими или надписывая свою очередную книгу: мы обязательно победим», — заключил Владимир Семенко.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182743
|