Русская линия | Священник Валерий Буланников | 06.05.2009 |
«Безусловно, должна быть защита социальных прав, но эта защита должна осуществляться без насилия. Насилие — это всегда большое зло, насилие нарушает заповедь „Не убий“. Известны случаи, когда батюшки, искренне верующие, пережившие тяжелейшие испытания во время войны, проходили длительное очищение, потому что война отнимает человеческие жизни. И участие в войне для многих батюшек было трагедией. Поэтому необходимо отделять социальную борьбу, которая может приводить к лишению человеческих жизней, от стремления к социальной справедливости. В последнем же нет ничего плохого», — сказал отец Валерий.
«Конечно, можно последовать призыву товарища Лигачева, выйти на улицы, выразить свой протест, но, к сожалению, такие акции, как мы знаем, перерастают в столкновения с нанесением телесных повреждений и с той, и с другой стороны. Страдают и те, кто защищает существующий порядок, и те, кто против этого порядка протестует. Слава Богу, что нынешние майские демонстрации прошли без эксцессов. Мы должны защищать свои социальные права, должны требовать справедливости, но упаси Бог призывать людей к оружию, свержению власти, лезть на баррикады. Такие призывы абсолютно недопустимы», — подчеркнул пастырь.
Отец Валерий напомнил, что Христианство не отрицает активной социальной позиции. По его словам, позиция западных церквей, прежде всего, Католической церкви, «привела к тем завоеваниям трудящихся, говоря штампованным коммунистическим языком, которые они сейчас имеют». «Надо сказать, что завоевания эти достаточно большие и справедливые. Мы знаем, что всякий трудящийся, да ест. Правда, в России, к сожалению, нередко трудящиеся получают копейки, а нетрудящийся, который якобы является мозговым центром, получает гораздо больше. На Западе удалось добиться большей социальной справедливости, и стоит напомнить товарищу Лигачеву, что эти завоевания были достигнуты без кровопролития и без того, к чему он призывает. Социальная справедливость должна достигаться эволюционным процессом, во время которого происходит согласование позиций власти, бизнеса, профсоюзов. Таким образом и создается социальный договор и в последние несколько лет мы уже видим, как складывается консенсус. Это реальный и справедливый путь и по отношению к трудящимся, и по отношению к заблудшим олигархам», — сказал священник.
«Позиция Святейшего очень четкая, ясная и понятная, — продолжил отец Валерий. — Безусловно, смирение — это одно из главных качеств христианина. Очень важно со смирением подходить к этим вопросам, потому что через смирение Господь открывает нам пути, что и как сделать. Потому что намерение людей, которые находятся в состоянии аффекта, лезть на баррикады, все громить и бить „буржуев“, часто приводит к жесточайшим кровопролитиям и к еще большей несправедливости, чем та, которая существовала до этого. Поэтому не надо призывать к насилию и лезть на баррикады. Социальный протест должен быть умеренным, справедливым, возвышенным. Надо не упрекать олигархов в том, что они наворовали, а скорее обращаться к их душе, потому что душа есть у каждого человека: и у коммуниста, и у христианина, и даже у бизнесмена. Если поступать так, то будет достигнут некий консенсус, который постепенно складывается в стране. Надо идти тем путем, на который указал Святейший, поддерживая наше правительство, призывающее к социальной ответственности. Это законный и справедливый путь, а призыв брать оружие и устраивать восстание во имя каких-то высоких идеалов приведет лишь к кровавому и жестокому переделу. Но нам не нужны больше переделы».
Священник заметил, что риторика Лигачева указывает на то, что политик не пребывает в лоне Матери-Церкви, «хорошо, если он хотя бы свечку ставит». «Ведь сущность смирения заключена не в том, чтобы покорно все сносить. Смирением через молитву мы призываем Господа помочь нам и защитить нас. Но, конечно, Господь иногда посылает нам испытания. Но я знаю, и по личному опыту тоже, что смирением можно многого достичь, гораздо больше, чем борьбой. Отсутствие у Лигачева церковного опыта приводит к тому, что он относится к смирению как уничижению. Да перед Господом мы уничижены, но Он наш защитник, Он все видит. А Лигачев этого не понимает, поэтому надо молиться, чтобы ему эта истина открылась», — считает отец Валерий.
«Лигачев просто не понимает сущность смирения, поскольку человек он, по всей видимости, невоцерковленный. Он руководствуется стереотипами прошлого. Я его нисколько не подозреваю в каких-то плохих намерениях, просто сказываются непонимание и остатки большевистской, коммунистической этики, которая требует решать все сразу. Но решить все сразу не получится. Безусловно, он человек нравственный, болеющий душой за свою Родину. У Господа много путей, но те пути, которые предлагает Лигачев, мы, к сожалению, уже испробовали, и привели они нас к тупиковому состоянию в 1980-е годы. Конечно, тому было много причин, но надо признать, что упадок был серьезный, и нравственный, и социальный. Поэтому надо вернуться к тому пути, которым Россия шла, и шла успешно — пути христианскому. И тут без смирения не обойтись. Господь даст нам по плодам, но это займет время, и потребует трудов, может быть, даже не одного поколения. Но от призывов к свержению власти, к решению этих проблем силовым методом, необходимо отказаться», — заключил иерей Валерий Буланников.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182723
|